Власти Татарии до 2020 года продлили пилотный проект «Приёмная семья для пожилого человека», стартовавший в 2017 году. Он представляет собой перекладывание обязанностей по долговременному уходу за пенсионерами, которые полностью или частично не могут сами себя обслуживать, на желающих взять пожилого человека «в семью». Такой «приёмной семье» полагается ежемесячная выплата, её размер варьируется в зависимости от наличия инвалидности у пенсионера, которого приютила семья, и её группы, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Предварительные итоги реализации проекта планируют подвести в феврале 2018 года, а до 1 мая 2020 года кабинет министров РТ должен внести предложение о целесообразности запуска проекта на постоянной основе.

Напомним, инициатива была разработана в августе 2016 года для «развития стационарозамещающих технологий (выделено ИА REGNUM) по долговременному уходу за пожилыми гражданами, полностью или частично утратившими способность к самообслуживанию, повышению качества их жизни». Работать пилотный проект начал с 1 января 2017 года, но Татария — не первый регион в ПФО, где работает подобная альтернатива домам престарелых и стационарному обслуживанию. Например, в Кировской области её запустили ещё в 2012 году, платёж «семье» составляет около 5 тыс. рублей в месяц.

Приёмная семья для пенсионера: финансовый вопрос

Переехать в приёмную семью может пожилой гражданин, как проживающий в государственном учреждении социального обслуживания региона, так и одиноко живущий самостоятельно на территории Татарии. Но в последнем случае он должен быть признан органами соцзащиты нуждающимся в этом виде услуг «в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности». Минимальный возраст «приёмных» бабушек ограничен 55 годами, а дедушек — 60 годами.

Приёмным семьям за пенсионера — не инвалида или инвалида третьей группы ежемесячно из бюджета будут платить 4 тыс. рублей, за инвалида второй группы — 6 тыс. рублей, а инвалида первой группы — 8 тыс. рублей. Сверх этого пожилой человек будет вносить в бюджет новой семьи 75% своего дохода ежемесячно. При средней пенсии около 12,5 тыс. рублей это около 9,4 тыс. рублей.

Кандидат, который готов взять на себя уход за пенсионером, должен быть допенсионного возраста, не быть судимым, не быть родственником пожилого гражданина, которого берёт в состав семьи, получить согласие членов своей семьи на этот шаг, совместно со своими домочадцами быть здоровым, то есть не иметь злокачественно протекающих опухолей, «хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании, острых инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств и венерических заболеваний». Кроме того, жилплощадь, на которой будет проживать новый член семьи, должна быть в собственности или законном пользовании, быть не меньше учётной нормы, а средний доход семьи не меньше прожиточного минимума на соответствующий период.

Например, с учетом прожиточного минимума, утверждённого в Татарии на третий квартал 2017 года, среднедушевой доход семьи из двух взрослых и ребёнка не должен быть меньше 27 059 рублей. Примечательно, минимальный потребительский бюджет такой семьи, то есть размер минимума необходимых средств, гораздо больше этой планки — около 42 тыс. рублей. Таким образом, если семья по прожиточному минимуму соответствует требованиям, но реально ей не хватает средств даже для своих нужд, пожилого домочадца принять в их ряды госорган всё равно разрешит. Здесь заложен риск того, что с помощью нового «жильца» некоторые захотят поправить своё материальное положение, и не факт, что при этом не пострадает беспомощный пенсионер.

Читайте также: Возле черты нищеты: сколько нужно зарабатывать, чтобы выжить в Казани

Порядок формирования семьи и недоработки проекта

Для формирования «приёмной семьи» кандидат и пожилой претендент должны вместе обратиться в центр социальной помощи семье и детям или комплексный центр социального обслуживания населения РТ с соответствующим заявлением. При этом кандидат получает от госоргана сведения о состоянии здоровья пенсионера, его доходах и жилищных условиях.

С одной стороны, для одиноких беспомощных пенсионеров при нынешней средней пенсии по Татарии 12,5 тыс. рублей и минимально необходимой сумме в 13 тыс. рублей (минимальный потребительский бюджет для данной категории), приёмная семья — это выход, который позволит жить, а не выживать. А с другой стороны, у проекта есть существенные, а порой опасные недоработки. В целом после его прочтения складывается ощущение, что заплатив несколько тысяч рублей в месяц стороннему лицу, власти пытаются переложить вопрос жизнеобеспечения пожилых жителей на него, снимая с себя почти всю ответственность.

«Одним из обязательных условий договора является осуществление помощником ухода за гражданином пожилого возраста, обеспечение его основных жизненных потребностей, содействие в оказании медицинской, психологической и юридической помощи», — прописано в порядке создания «приёмной семьи», в которую могут войти сразу два пожилых домочадца.

Данная фраза является не конкретной, в ней не прописан ни объём помощи, ни перечень основных жизненных потребностей, а кроме того, не установлен порядок контроля органами власти за должным исполнением этих обязательств помощником (выделено ИА REGNUM ).

Далее, в документе оговаривается, что в распоряжении у пенсионера, взятого «в семью», должно оставаться не менее 25% его ежемесячного дохода «за вычетом размера денежных средств, вносимых в бюджет приёмной семьи в соответствии с договором». Опять же, не совсем понятно, как этот вопрос планируют контролировать власти. И не стоит забывать, что речь идёт о беспомощных пенсионерах, которые не смогут самостоятельно сообщить о нарушении этого и иного пункта.

Отдельно в положении оговаривается, что «помощник и члены его семьи не вправе пользоваться имуществом гражданина пожилого возраста, если иное не предусмотрено договором». Здесь возникает следующая ситуация. Если у пенсионера есть жильё и оно сдаётся внаём, то он получает доход, из которого, как мы помним, 75% пенсионер должен отдать в «бюджет» помощнику. Кроме того, ввести в заблуждение гражданина в возрасте, сдать его жильё и присваивать деньги, к сожалению, также у нечистоплотного помощника не составит труда. Все эти «острые углы» никак не разрешены документом и оставлены фактически на откуп участникам договора, один из которых слаб физически и не может за себя постоять.

Ещё один пункт, который смущает, касается порядка досрочного расторжения договора в случае «неисполнения помощником условий договора» и «установления факта физического, психологического или сексуального насилия в отношении гражданина пожилого возраста со стороны помощника и (или) членов его семьи».

Поставив во главу угла доходы и материальные блага, власти Татарии забыли, что речь чаще всего идёт о чужих друг другу людях. То есть гарантировать, что, приняв пенсионера в семью, он станет для неё как родной, никто не может. В последние годы в стране то в одном, то в другом регионе всплывают уголовные дела, связанные с убийством беспомощных граждан, чаще всего пенсионеров с квартирами.

Например, как ранее сообщало ИА REGNUM, в посёлке Емельяново Красноярского края директор частного пансионата ответит за гибель во время пожара 18 пенсионеров. В рамках расследования также выяснилось, что за 2011—2016 годы в этом пансионате круглосуточно проживали постояльцы в возрасте от 78 до 93 лет. Но после двух недель проживания они умирали. Следствие выяснилось, что это было связано с тем, что «при ухудшении здоровья пожилым людям не оказывалась необходимая медицинская помощь».

Читайте также: Директор пансионата под Красноярском пойдет под суд за смерть 18 человек

Если в государственном учреждении соцнаправленности за действиями администрации ведётся контроль, то в приёмных семьях с этим есть проблема, и есть риск повторения истории частного красноярского пансионата. Кроме того, в государственных учреждениях предусмотрен контроль качества услуг, чего не скажешь о приёмной семье за деньги.

Инициатива в целом неплохая, но её недоработанность сводит на нет всю благую задумку.