Как воронежских фермеров лишают земли, жителей лискинского села — возможности свободно дышать, а воронежцев — надежды на закрытие пивных: обзор СМИ Воронежской области с 28 августа по 3 сентября.

Битва за «почетное» звание

Выборы «Почетного гражданина Воронежа» (их обычно проводят в преддверии Дня города, который в этом году празднуется 16 сентября) неожиданно оказались в центре скандала — вплоть до того, что на проведение процедуры обратил внимание губернатор Алексей Гордеев.

Как пишет «Коммерсантъ-Черноземье» в номере от 1 сентября, глава региона призвал спикера гордумы Владимира Ходырева «максимально внимательно относиться к мнению общественности» при выборе и «консультироваться с экспертным сообществом».

Поводом к скандалу стало включение в список кандидатов на звание почетного гражданина бывшего мэра Воронежа Александра Цапина и ректора Воронежской медакадемии Игоря Есауленко. Как пишет издание, было выдвинуто семь кандидатов, но Цапин и Есауленко получили наибольшее число голосов членов городской общественной палаты. Часть членов общественной палаты, в то же время, высказались резко против этих кандидатур, от лица общественников было составлено и направлено в гордуму обращение.

В письме, пишет «Коммерсантъ», «подчеркивается, что отобранные общественной палатой кандидаты «действительно принесли пользу городу», но «наверное, имеют в руках неплохой административный ресурс» и являются «спорными с точки зрения общественного признания».

«Есть ведь и большая разница между теми, кто делает это по долгу службы, из-за своего избранного положения в обществе, и теми, кто это делает по зову своей души, из-за своего стремления что-то усовершенствовать или создать новое, полезное людям», — говорится в письме.

В числе 200 человек, уже подписавших письмо — художник-карикатурист Иван Анчуков, профессор Иосиф Стернин, член союза писателей России Юрий Кургузов, краевед Владимир Елецких.

Алексей Гордеев на встрече с председателем гордумы напомнил, что звание почетного гражданина должно «присваиваться достойным людям, которые внесли значительный вклад в развитие города, в формирование его социально-культурного и экономического потенциала».

"Раньше это звание получали те, кто прославил не только себя, но и город, страну. К примеру, бывший главный конструктор Конструкторского бюро химавтоматики академик Александр Конопатов или народная артистка СССР Мария Мордасова. Прославил ли Цапин не только себя, но и город? Да не только Цапин, а многие люди, которые получили это звание в последние годы?» — цитирует издание человека, «хорошо знакомого с принципами награждения подобными званиями».

Впрочем, член общественной палаты Воронежа Галина Кудрявцева высказала мнение, что звание почетного гражданина Воронежа «давно было опошлено».

«Это произошло еще тогда, когда «почетным» сделали Александра Ковалева, действующего главу администрации Воронежа. А потом была и спорная, на мой взгляд, кандидатура начальника военного авиационного университета Геннадия Зиброва и еще ряд других, на фоне которых Александр Цапин — честнейший из бывших мэров», — считает Кудрявцева.

Сам Александр Цапин сообщил журналистам, что о спорах вокруг своей кандидатуры был не в курсе.

«Я ничего не слышал об этом. Что бы депутаты ни решили — это их дело, их мнение, к которому я отнесусь с уважением, ни на кого не обижусь. Мне все эти споры вокруг моего имени сейчас неинтересны. У каждого свое время. Когда я возглавлял администрацию, было очень тяжело, был переходный период. Зарплату давали кому-то колбасой, а кому-то водкой. Но было интересно».

Земельные споры: как фермеры теряют свои участки

«Российская газета» в номере от 29 августа опубликовала статью о том, как воронежские фермеры теряют свою землю.

Как пишет издание, сразу несколько крестьянско-фермерских хозяйств в Новоусманском районе могут лишиться земельных участков, которые они обрабатывали в течение последних 2025 лет: поля неожиданно, после межевания, оказались в собственности совсем других людей.

«Мать пятерых детей Любовь Клопова стала фермером в 1992-м. Ей выделили 20 гектаров пашни на территории совхоза «Рогачевский». Глава района издал постановление, директор хозяйства и руководитель сельсовета показали поле. Составили акт с отметкой: «Границы земельного участка в натуре главой К (Ф)Х были приняты, ясны и понятны». Клопова обрабатывала свои гектары два десятка лет, платила налоги, писала отчеты об урожаях, получала поощрения от чиновников… В июне 2017-го за прополотые и окученные посевы подсолнечника ее чуть не оштрафовали. Кто будет его обмолачивать в сентябре — неизвестно. Потому что Любовь Владимировна, по мнению чиновников, заняла землю самовольно», — пишет «РГ».

«Земли, которые выдавались для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, изначально не были паевыми, — рассказывает сама Клопова. — Членам колхозов и совхозов тогда предоставили землю в общую долевую собственность (по 4,5 гектара — у меня даже список дольщиков есть). А что осталось, за вычетом земель поселений и различных организаций, — зачислили в фонд перераспределения. Из него уже оделяли нас. В постановлении районной администрации 1992 года значится 61 фамилия будущих фермеров. Каждый получил от десяти до 20 гектаров в пожизненное наследуемое владение. Каким образом участки, уже не принадлежавшие совхозу, могли быть выделены пайщикам?.. Я обрабатываю это поле, не таясь, уже невесть сколько времени. И тут со мной начинают судиться люди, которые приобрели его у дольщиков и, видимо, хотят просто выгодно реализовать».

«В том давнем постановлении райадминистрации было указано, что она обязуется до 15 апреля 1992 года провести землеустроительные работы по ограничению участков в натуре и выдать главам К (Ф)Х государственные акты на пожизненное наследуемое владение. Нам выписали документы не на официальных бланках — без герба. У новоусманского фермера Михаила Землякова, который получил свой надел годом раньше, на аналогичной бумаге помечено — мол, она выдается в связи с тем, что бланков гособразца на данный момент нет, и будет заменена. Так нам ничего и не заменили», — рассказала Любовь Клопова.

Фермер Михаил Земляков, который также работает здесь уже 25 лет, обнаружил, что часть его земли вошла в состав поселка.

«Административные границы передвинули, по-моему, для того, чтобы «освободить» лакомый кусочек у реки — там лес, рядом дорога, можно турбазу или дачи сделать. Раньше это были земли поселения, а теперь — сельхозназначения. Мои же гектары теперь в составе Волны-Шепелиновки. Я получил участок в пожизненное наследуемое владение до 1997 года и не обязан был в какие-то заданные сроки регистрировать его в собственность. Но такое ощущение, что очень дальновидные люди смотрят по публичной кадастровой карте, где в районе не оформлены в границах земли — чтобы ими воспользоваться…»

Другой фермер, Василий Аксёнов, своей земли уже лишился — её выкупил сосед.

«Не пустили меня сеять, и все, — говорит Василий Иванович. — Хотя документов о том, что имеют право на мою землю, не показали. Я обратился в прокуратуру, оттуда жалобу перенаправили в облправительство, спустили в район, оттуда в полицию… Участковый в этих делах и подавно не разбирается. Осенью, чую, война у нас будет. В администрации района сказали: «Накладка вышла». Главное, благодарностей за все эти годы вручили — кучу. А землю увели. Соберу, наверное, эти грамоты и сдам главе».

«В департаменте имущественных отношений региона Аксенову подтвердили, что участки для К (Ф)Х предоставлялись из земель запаса или фонда перераспределения и что право наследуемого владения, приобретенное до введения Земельного кодекса, за фермерами сохраняется, но подлежит переоформлению. Для этого нужно провести кадастровые работы по установлению границ, получить межевой план и с ним обратиться в управление Росреестра, а затем в суде защищаться от самовольного занятия. Однако, констатировали чиновники, на том же месте расположен участок ООО «Русь», которому выделили доли из земель колхоза (в 2012-м на них зарегистрировано право общей долевой собственности)! Каким образом это поле могло числиться в 1992 году в землях запаса или перераспределения, а спустя 20 лет — в собственности пайщиков, загадка. Но нетрудно предположить, что при попытке установить границы перед Аксеновым возникнет то же препятствие, что перед Любовью Клоповой. Выделить одну и ту же землю разным лицам, получается, можно — но зарегистрировать ее в кадастре уже никак нельзя».

Коллизия в Новоусманском районе, отмечает издание, особую остроту приобрела на фоне скандала с уводом земель из муниципальной собственности, в центре которого оказались высокопоставленные районные чиновники.

Читайте об этом: Воронеж: суд оставил в СИЗО дочь главы Новоусманского района

Пивные остаются: победа бизнес-лобби

Газета «Моё!» в номере от 29 августа пишет об одной из самых актуальных городских проблем — работе пивных и «разливаек» в первых этажах воронежских многоэтажек, и приходит к выводу, что эту проблему в ближайшее время решить не удастся.

Читайте также: Жадность против здравого смысла: победит ли воронежцев пивное лобби?

Как напоминает «Моё!», пивные массово переехали на первые этажи жилых домов в середине 2000-х: тогда был введен запрет на торговлю алкоголем и пивом в некапитальных торговых сооружениях, а вот про первые этажи жилых домов в запрете ничего не говорилось.

Автор статьи отмечает, что на данный момент в 15 из 18 регионов Центрального федерального округа торговля алкоголем на разлив в заведениях, расположенных на первых этажах жилых домов, запрещена. Но Воронежская область в число этих областей до сих пор не вошла.

О планах по ужесточению требований к розничной продаже алкоголя, пишет издание, в Воронежской области было в очередной раз заявлено в середине лета: готовились изменения в областной закон, предполагающие, в том числе, и ограничения на торговлю алкоголем на первых этажах жилых домов.

«Жители многоквартирных домов, на первых этажах которых расположены питейные заведения, обрадовались, так как ждали такого шага от власти уже не один год. Но радовались они недолго — до ужесточения дело так и не дошло…» — пишет издание.

Издание обращалось «в правительство области и областную Думу с вопросом, почему власти не спешат запрещать продажу алкоголя в многоэтажках на разлив. Но аргументированных ответов мы так и не получили. В облправительстве нам сообщили, что в плане законодательных инициатив губернатора такого вопроса нет. А в Облдуме пояснили, что предпринимательское сообщество Воронежа выступает категорически против таких запретов».

В середине июля же, пишет издание, управление региональной политики правительства области сообщило, что «уже осенью будет рассмотрен вопрос о введении ограничения на продажу алкоголя. В частности, правительство сообщало, что планируется запретить розничную продажу алкоголя в закусочных и пивных, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов и во дворах многоквартирных домов».

«Отметим, что предпринимательское сообщество, в том числе Торгово-промышленная палата Воронежской области, поддерживает введение выше­указанных мер», — говорилось в сообщении.

Возможность устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции регионы до последнего времени имели в соответствии со статьей 16 федерального закона №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении употребления (распития) алкогольной продукции».

Однако в конце июля этого года эту статью отменили, и регионы потеряли право самостоятельно устанавливать ограничения. Таким образом, никаких изменений в региональное законодательство, судя по всему, принято не будет.

«То есть в Воронежской области пивнушки и закусочные останутся на своих местах. Остаётся лишь догадываться, почему областные власти тянули с запретом, а потом неожиданно решили бороться с пивнушками, когда до принятия закона № 278 оставалось несколько дней. Может, они просто сделали вид, что хотят бороться? Чтобы потом сказать: «Хотели запретить, но не успели». Впрочем, и те регионы, которые воспользовались федеральным законом № 171, тоже не выиграли. Запрет на продажу спиртного на разлив на первых этажах жилых домов там теперь тоже не действует…»

«Трупный запах — круглый год»

Жители одного из сел Воронежской области пожаловались на работу крупной местной птицефабрики, пишет РИА «Воронеж».

Жители села Копанище Лискинского района пожаловались в редакцию на работу ООО «ЛИСКо Бройлер» — по словам жителей, люди задыхаются из-за отходов производства — жидкой смеси из перьев, жира и крови, а вода в селе пахнет гнилью.

«Запах исходит от котлована (лагуны), который находится в 5 км от села Копанище. Общий объем котлована — 43 тыс. куб. м, размер — 150 на 75 м, глубина — около 5 м. Жир и кровь в котлован свозят автоцистернами. Ежедневно сливается до 100 кубов отходов забойного цеха завода «ЛИСКо Бройлер», который находится в центре Лисок и занимается производством мяса птицы. Недалеко от лагуны работает так называемый «крематорий» — цех утилизации, где сжигают твердые отходы производства: кости, перья и внутренности птиц. Но часть твердых отходов из бочек попадает в котлован, вокруг которого круглый год стоит трупный запах», — пишет издание.

«Когда журналисты РИА «Воронеж» подошли к котловану, то увидели, что грязная вода заполнила котлован полностью. Сильно чувствовался запах крови и гниющих продуктов органического происхождения. По словам местных жителей, локальный прорыв лагуны случился 1314 августа 2017 года. Жижа полилась через край котлована на поля, затопив несколько гектаров. Руководство предприятия направило на ликвидацию аварии технику, и через несколько часов трактора засыпали место прорыва».

Впрочем, исполнительный директор предприятия в ответ на запрос издания ответил, что лагуна построена в соответствии со всеми требованиями.

«ООО «ЛИСКо Бройлер» эксплуатирует специально оборудованную емкость, спроектированную и построенную в соответствии со всеми нормами действующего законодательства РФ, для накопления и отстоя производственных сточных вод. Сооружение представляет собой котлован с гидроизоляционным слоем по всей площади дна и бортами. Наличие гидроизоляции исключает попадание сточных вод в водоносный горизонт», — говорится в письме.

«Видел я, как эту пленку на дно настилали, когда котлован готовили: трактора ее ровняли, ездили по ней и рвали гусеницами. Питьевая вода, которая подается нам по трубам, в последние два-три года ухудшилась, пахнет гнилью. Поэтому многие местные пробивают себе скважины глубиной до 40 м: туда отрава еще не добралась», — говорит один из жителей села.

Претензий к предприятию у областного департамента природных ресурсов и экологии нет — здесь говорят, что очистка сточных вод от птицеперерабатывающего комплекса проводится на собственных локальных очистных сооружениях (ЛОС) с ежемесячным контролем качества сточных вод, подаваемых в централизованные сети водоотведения.

«Но Росприроднадзор все же выявил несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия. Ведомство проверяло ООО «ЛИСКо Бройлер» дважды: в марте 2017 года планово, в июне-июле — внепланово (по обращению жителей Копанища). Как сообщил руководитель облуправления Росприроднадзора Виктор Ступин, в ходе лабораторных исследований проб почв выявили превышения предельно-допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в почве. ПДК по нитратам оказались превышены в 3,3−4,1 раз, по суперфосфату — в 14,5−25 раз. За выявленное правонарушение ООО «ЛИСКо Бройлер» и его должностных лиц оштрафовали на общую сумму 105 тыс. рублей. Предприятию выдали предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований».