За последние годы в России увеличилось количество детских самоубийств, но лишь около 1% этих случаев связаны с так называемыми группами смерти в социальных сетях. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом на V всероссийском форуме «Наши дети. Здоровье детей и факторы, его формирующие» в Петербурге сообщил заместитель начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ (ГУОООП) МВД России, генерал-майор полиции Вадим Гайдов.

Он заявил, что в 2015 году самоубийства в России совершили 685 подростков, пытались это сделать 505 человек, но уже в 2016 году покончили с собой 720 детей. «Часто это неадекватная реакция на трудную ситуацию, сложившуюся вокруг ребёнка, и спровоцированная правонарушениями в отношении ребёнка», — сказал Гайдов.

Генерал добавил, что, хотя уровень подростковой преступности снижается, а также почти на 30% сократилось и количество преступлений в отношении самих несовершеннолетних, но каждое пятое преступление в отношении ребёнка является тяжким или особо тяжким, каждое третье — направлено против жизни и здоровья, каждое шестое носит сексуальный характер. Число таких преступлений увеличилось до 12,5 тысячи в 2016 году.

«Остро стоит проблема родительской жестокости, увеличивается число жертв насильственных преступлений, совершённых родителями. А также и опекунами: на повестке дня остаётся и вопрос соблюдения прав детей в замещающих семьях, где трагедии, которые происходят, тоже в последнее время, к сожалению, на слуху», — сказал Гайдов.

По его словам, анализ МВД показывает, что основными причинами суицидов детей явились неразделенная любовь или конфликты в семье, на их долю приходится по 30% самоубийств соответственно.

«Влияние же так называемых закрытых «групп смерти» и сайтов составляет всего 1% случаев. Но с воздействием интернета на психическое состояние детей мы столкнулись сравнительно недавно. Проблема существует. Сегодняшние подростки — самые активные пользователи сети, каждый второй живёт в киберпространстве», — добавил Гайдов. Он напомнил, что сеть компенсирует детям недостаток живого общения, из-за отсутствия опыта они доверяют незнакомцам и подвержены негативному влиянию извне.

Уполномоченный по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова сообщила, что в Северной столице количество детских суицидов немного сократилось: в 2015 году было зафиксировано 13 случаев, в 2016 году — 11 случаев. При этом она назвала несколько другие причины для самоубийств как взрослых, так и детей.

«Ещё несколько лет назад было понятно, что Россия — на одном из первых мест по количеству суицидов вообще и подростковых в частности. Я помню, что четыре года назад мы обсуждали цифры и в депрессивных регионах России, и в больших городах. И уже тогда пришли к выводу, что зачастую причина самоубийства — это не «двойка» и не несчастная любовь. Это длительная депрессия, невозможность или нежелание видеть в будущем что-то хорошее, безысходность», — сказала Агапитова.

Детский омбудсмен Петербурга добавила, что эксперты насчитали более 800 причин суицидов, причём в 40% случаев они остаются неизвестными. Среди же выясненных причин доминируют страх перед наказанием, душевные болезни и огорчения.

Отметим, что по количеству детских и подростковых суицидов Россия занимает первое место в Европе. По официальной статистике, жертвами самоубийств ежегодно становятся 16 подростков из каждых 100 тысяч.

«С 2011 по 2015 год количество самоубийств в стране стабильно снижалось на 10% в год. Но в 2016 году наблюдается рост на 57%. Мы резко откатились назад на пять лет. Одной из основных причин такого положения является лавинообразное распространение «групп смерти» в соцсетях», — заявила 20 марта 2017 года уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.