Депутаты Мажилиса (нижняя палата) парламента Казахстана сегодня, 7 сентября, приступили к рассмотрению законопроекта о внесении поправок в Закон «О дорожном движении».

Проект закона включает в себя 7 поправок, касающихся в том числе наказаний за нарушения ПДД, а также нормы о штрафах.

Одна из поправок вполне способна вызвать протесты у определенной части населения. Автором и разработчиком этой нормы является депутат Омархан Оксикбаев. Он предложил запретить курение за рулем, поскольку, по его мнению, курящий водитель опасен для других участников дорожного движения. Но статистику по количеству аварий, совершенных из-за курения за рулем в Казахстане, представить не смог.

«Когда водитель отвлекается, чтобы закурить, он снижает уровень внимания, у него замедляется реакция. В ходе процесса курения сигарета может упасть, и само курение оказывает определенное воздействие на мозг. Мы ввели запрет на разговоры по телефону, а курение еще хуже, чем разговоры по телефону, потому что двойное отвлечение», — подчеркнул депутат.

Инициативу Оксикбаева активно поддержал президент Ассоциации безопасности дорожного движения Арсен Шакуров. «Мы основывались на мировой статистике — в более 100 странах запретили курить за рулем, первой от курения за рулем отказалась Франция, за ней вся Европа, США. По статистике, в 70 процентов случаях дым попадает в глаза и дезориентирует водителя. Поэтому соглашусь с нормой, вносимой депутатом Оксикбаевым, что употребление сигарет отвлекает водителя за рулем. Статистика у нас есть, я могу предоставить», — сказал Шакуров.

Однако некоторые депутаты своего коллегу не поддержали. К примеру, Мухтар Тиникеев предложил наказывать не за курение, а за выброшенные из автомобиля окурки. «Машина — это частная собственность, и это его право: курить или нет. Другое дело — нужно повысить штраф за выброшенную в окно сигарету. Вот это будет борьба с курением. А так, я считаю, что данный вопрос даже не надо рассматривать», — пояснил Тиникеев свою позицию.

На его сторону встал и независимый юрист Сергей Уткин, который напомнил, что любые запреты приведут к росту коррупции на дорогах.

«Законом не запрещается спать (за рулем) — нигде этот запрет не прописан, не запрещено есть и пить, некоторые даже сексом занимаются во время движения. Тогда надо кучу запретов вводить, потому не вижу в этом смысла. Водителю и так запрещается отвлекаться во время управления транспортным средством, он должен соблюдать ПДД. Запреты, при нашем уровне коррумпированности полицейских, будут служить в другую сторону. Я против этого запрета», — высказался юрист.

Отметим, что казахстанские депутаты далеко не первые, кто выступает с подобной инициативой на постсоветском пространстве. В 2008 году парламентарии Тюменского законодательного собрания предлагали штрафовать водителей за курение на 500 рублей. В начале 2010 года законопроект о запрете курения в личном автомобиле выдвигали и депутаты Госдумы. Однако оба предложения были отклонены.

В апреле 2011 года депутаты Верховной рады Украины тоже выступали с предложением запретить курение во время управления автомобилем. И тоже ссылались на опыт зарубежных стран — Великобританию и Кипр.

Отметим, что на сегодняшний день в Казахстане, согласно официальным данным, в числе курильщиков 40% мужчин и 11% женщин. При этом ежегодно от легочных заболеваний, вызванных курением, умирают 25 тысяч казахстанцев.

Борьба с курением в стране ведется давно, однако эффективно действует пока только на женщин. Такой вывод можно сделать исходя из того, что в 2013 году в стране курению были подвержены 40% мужчин и 28% женщин.

Напомним также, что в Казахстане запрещено курение в общественных местах, в том числе и на открытых незастекленных балконах подъездов. В 2015 году за потребление табачных изделий в запрещенных законом местах были оштрафованы 108 995 человек. Всего нарушителей наказали на 525 миллионов тенге (105 млн руб.). За первые два месяца 2016 года были оштрафованы 23 321 человека. Они выплатили 122 миллиона тенге (24,4 млн руб.).