Отставание в образовании между сельскими и городскими школами в Казахстане составляет два года. Об этом сегодня в Алма-Ате сообщил министр образования и науки республики Ерлан Сагадиев.

«По исследованиям, проводимым в рамках стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), преподавание в школах Казахстана отстает от уровня в школах стран-участниц ОЭСР на 1 год, а уровень отставания сельских школ от городских внутри Казахстана равен 2 годам. Сегодня на обновление всего содержания школ с 1 по 12 класс дается всего 4 года. Зачем делать все это. Наша задача — выровнять уровень образования между селом и городом. Между селами разного типа», — заявил Сагадиев, выступая на международном форуме «Наука и бизнес».

По словам министра, в этом году Казахстан намерен перейти на обновленное содержание школьной программы, принятой в странах ОЭСР. Он отметил, что данная программа уже успешно протестирована в Назарбаев-интеллектуальных школах.

«По этой программе будут работать 73 тысячи преподавателей, которые пройдут летом обучение. В итоге по этой программе будет охвачено 350 тысяч преподавателей и 3 миллиона детей. Эта программа — не батон хлеба, ее нельзя урезать или сократить. Это серьезная наука. Ребенок должен ее освоить. В этом году ученики первых классов начинают учиться по обновленной программе, которая позволяет ввести пятидневную неделю. Сокращается общая учебная программа за счет того, что ребенок переходит к модели функциональной грамотности. В следующем году на эту программу переходит 2, 5 и 7 классы. Может быть и 9 классы. Мы постараемся этот вопрос проанализировать. И тогда уже, учась по обновленной программе, им будет предоставлена пятидневная учебная неделя», — пояснил Сагадиев.

Напомним, 30 марта Министерство образования и науки Казахстана сообщило, что с 1 сентября текущего года в первых классах общеобразовательных школ республики вводится пятидневная учебная неделя. Первоклассники будут учиться с 1 сентября до 1 июня. Таким образом, первые классы школ перейдут на пятидневку уже с этого года, хотя раньше планировался 2017 год.

«Первоклассник после перехода на пятидневное обучение получит чистыми 29 дополнительных выходных — это, считайте, полтора месяца отдыха для детей, для родителей, для педагогов», — пояснил Сагадиев в кулуарах форума.

Кроме того, он сообщил, что с 1 сентября 2016−2017 учебного года все казахстанские первоклассники будут учиться на трех языках. В случае успешной апробации трехъязычного образования на первоклассниках, на новую программу будут переведены также второклассники, пятиклассники, семиклассники и, может быть, девятиклассники.

Отметим, ранее сообщалось, что с 2018 года в Казахстане предмет «История Казахстана» будет преподаваться исключительно на казахском языке, а предмет «Всемирная история» — на русском.

«Затем, в начале 2019−2020 учебного года в старших классах, 10−11 классы, информатика, физика, химия, биология будет преподаваться на английском языке. С пятого класса школьники начнут изучать терминологию. Также мы предполагаем, что завершим полный переход на трехъязычную систему образования к 2022−2023 учебному году», — сообщала в начале марта директор Департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий Министерства образования и науки Жаныл Жонтаева.

Что касается разрыва в уровне обучения между сельскими и городскими школами Казахстана, то, по словам министра Сагадиева, эту проблему будут решать с помощью высоких технологий — в первую очередь за счет подключения школ к широкополосному интернету.

«Интернет станет основной инфраструктурной платформой образовательной системы страны. В этом году мы планируем, что порядка 5 тысяч школ будет подключено к широкополосному интернету, это охватит до 90% учащихся», — подчеркнул Сагадиев.

Напомним, что согласно результатам исследований PISA (оценка математической, естественнонаучной и читательской грамотности) за 2013 год, казахстанские ученики среди детей из 65 стран мира заняли заняли 58 место. Если рассматривать по разрезу дисциплин, по которым проводится исследование, то картина складывается следующая: 49 позиция по математике, 52 — по естественнонаучным дисциплинам и 63 — по читательской грамотности.

Следует отметить, что 40 баллов разницы по методике PISA примерно равны одному году обучения. Средний балл шанхайских учеников (возглавивших рейтинг PISA) по чтению равен 580, а казахстанских — 393. Разница — 187 баллов. То есть получается, что уровень образования шанхайских школьников опережает уровень образования казахстанских школьников в среднем на пять лет.

В Казахстане исследование PISA проводится с 2009 года. На сегодняшний день их было проведено три: в 2009, 2012 и 2015 годах. Результаты 2015 года будут опубликованы в декабре 2016 года, так как обработка и анализ данных занимают до двух и более лет.

«Доля функционально неграмотных, выходящих из образовательной системы (Казахстана), остается высокой, около 58%. Несоответствие качества требуемому уровню в действительности шире при его сравнении с другими странами постсоветского пространства. Данное несоответствие не объясняется относительным уровнем благосостояния страны с учетом ее уровня человеческого капитала, к тому же существенное несоответствие остается даже после принятия во внимание социально-экономических характеристик. Доля учащихся, не приобретающих основные знания, остается большой, около 55%, во всех трех дисциплинах исследований PISA» — приводят казахстанские СМИ выдержки из отчета Всемирного банка и PISA.