«В Белорусском обществе нет единомыслия по вопросу смертной казни — присутствуют разные точки зрения. Руководство Белоруссии и здесь решило попользоваться моментом и показать свою лояльность Евросоюзу», — заявил 10 марта корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, оценивая перспективы введения в Белоруссии моратория на применение смертной казни.

Эксперт отметил, что давление Запада (не только ЕС) на руководство Белоруссии по вопросу устранения смертной казни из законодательства или хотя бы введения моратория на применение этой высшей меры наказания за особо тяжкие преступления исходит из пресловутых «европейских ценностей», тогда как официальный Минск смотрит на данный вопрос прагматично. Поэтому перспективы введения в Белоруссии моратория на применение смертной казни зависят вовсе не от моральных категорий, считает Радов.

«Наше руководство уже давно перестало пользоваться моралью в подобных вопросах, и человеческая жизнь, как и гуманизм, уже не мерило в нашей стране», — констатировал белорусский политолог.

«Проблема в данном случае, на мой взгляд, в том, что белорусскому обществу по большей части наплевать на то, есть ли у нас смертная казнь или нет. Особенно сегодня, когда каждый занят выживанием. А вот чиновники и самый главный из них просто не могут потерять возможность распоряжаться жизнями людей, — сказал Радов. — Поэтому этот вопрос точно такой же инструмент для политического торга с Брюсселем, и не более того».

По мнению Радова, введение моратория на применение смертной казни в Белоруссии «это абсолютно не принципиальный вопрос» для Александра Лукашенко. Мораторий может быть введён внезапно, хоть завтра — такова специфика политической системы постсоветской республики.

«У государства, по мнению чиновников, должна быть возможность держать народ в повиновении и страхе. Сохранение смертной казни тому способствует», — уверен политолог.

Радов отметил, что проведение независимых социологических исследований в Белоруссии по вопросу сохранения смертной казни не предполагается и для аргументации позиции официального Минска на разных мероприятиях вполне достаточно ссылки на референдум 1996 года. Поэтому не исключено, что в 2016 году мораторий на применение смертной казни в Белоруссии Лукашенко обменяет на признание итогов парламентской кампании или кредиты, а может быть даже «в комплексе».

Как сообщало ИА REGNUM, 10 марта замминистра иностранных дел Белоруссии Валентин Рыбаков, принявший участие в организованной МИД РБ при поддержке посольства Великобритании международной конференции «Смертная казнь: преодоление разногласий», заявил, что применение смертной казни не противоречит международному праву и в исполнении смертных приговоров постсоветская республика не уникальна.

Замминистра напомнил, что белорусский народ на республиканском референдуме 20-летней давности поддержал сохранение смертной казни, однако в обществе обсуждается данная проблема. По его словам, идёт «диалог правильный, в правильном направлении».