С открытой петицией и просьбой остановить выселение конюшни, где бесплатно занимаются 28 детей-инвалидов, к мэру Москвы Сергею Собянину и президенту России Владимиру Путину обратились родители и сотрудники «Центра развития детского конного спорта», который располагается на территории Нескучного сада столицы. Как заявила корреспонденту ИА REGNUM заместитель директора центра Елена Кирина, конную школу обвиняют в самозахвате территории, на которой планируется разместить пункт проката для велосипедистов и душевые.

twirpx.com
Гравюра Гюстава Доре. Рабле Франсуа . Гаргантюа и Пантагрюэль

Сейчас школа состоит из здания конюшни на 16 лошадей, крытого манежа для занятий в непогоду, плаца для летних выездок и бытовых помещений. Центр занимает эту территорию с 1996 года и, по словам Кириной, руководство уже несколько лет пытается оформить аренду земли и конюшни. «Ситуация непонятная. Все это время мы старались оформить договор аренды, чтобы город взял конюшню и землю, а затем заключить договор аренды и на конюшню, и на нашу инфраструктуру», — заявила она.

По словам замдиректора, к моменту прихода на пост главы Парка им. Горького, в подчинении которого находится сад, Ольги Захаровой, процесс оформления документов был практически завершен: в центре по доверенности от парка получили адрес на строение, сделали экспликацию помещений и план БТИ. Однако оформление приостановили из-за быстрой смены руководства и столичных реформ. Сначала пост главы ЦПКиО занял Сергей Капков, который, однако, согласился с необходимостью сохранить конюшню, где занимаются инвалиды, и помочь с дальнейшим оформлением документов, а потом на его место пришла Ольга Захарова, пояснила Кирина.

«В 2013 году департамент имущества передал строение конюшни в оперативное управление парка, и с января 2014 года начались войны: вначале территорию хотели передать Кремлевке (Кремлевской школой верховой езды, прим ИА REGNUM), которая планировала застроить половину парку, но они переехали на ВДНХ, где для них более подходящие масштабы, а потом здание и вовсе решили снести. Мы обращались в департамент имущества, в департамент культуры и непосредственно к Ольге Захаровой, писали письма с просьбой оформить правоустанавливающие документы до конца, чтобы мы могли нормально вести свою деятельность. Департаменты ответили, что земля оформлена в бессрочное пользование парком и посоветовали обратиться в парк Горького, а парк Горького молчит», — заявила Кирина.

Сейчас школу обвиняют в самозахвате и заявляют о необходимости освободить территорию. По словам замдиректора центра, на месте конюшни должны разместить велопрокат, а школе предложили переехать в Сокольники или Битцевский парк, однако места для занятий там не предоставили — только стойла для лошадей.

В школе занимаются 28 детей-инвалидов и 6 спортсменов. Диагнозы, с которыми работают специалисты-иппотерапевты различны. «Есть дети с аутизмом, дети с ДЦП, дети с различными синдромами, там и достаточно сложные диагнозы, связанные с нарушением интеллекта. Есть дети с задержками психоречевого развития — это не совсем инвалидность, а пограничное состояние, но тем не менее оно тоже требует таких занятий», — пояснила Кирина.

Для детей-инвалидов занятия в школе бесплатны, центр существует на средства от обучения верховой езде и выездке будущих спортсменов. Как корреспонденту ИА REGNUM заявила мама двух воспитанников школы Юлия Платонова, иппотерапия — едва ли не единственное средство, способное приостановить развитие болезни у старшей дочери, а тактильное общение с лошадьми дает детям ощущение счастья.

«У старшей дочки синдром Ретта. Одно из его свойств — искривление позвоночника, спина очень слабая. Занятия на лошади позволяют ей как-то сохранять физическую форму, мышцы спины крепнут и не так сильно искривление идет. Для нее занятия с лошадьми — это просто жизненные показания. Плюс тактильный контакт с шерстью, с гривой — это здорово. То, что у нас получилось с этими занятиями с лошадьми — я бесконечно благодарна, что именно так все вышло. А сейчас это хотят разрушить… Это называется сделать вид, что чем-то занимаются. Зачем все это воздухосотрясательство, бессмысленность работы чиновников?» — расстроена она.

По словам Юлии Платоновой, в случае, если школу перенесут в другой район, ее дочь и младший сын, который на занятиях преодолел проблемы с развитием речи, вынуждены будут отказаться от общения с лошадьми. «У нас сейчас все в шаговой доступности, мы ходим пешком за 35 минут. А если куда-то выселят на окраину, то мы останемся без ничего. Сколько часов я буду ехать в Битцу? Я пользуюсь общественным транспортом, у меня нет машины. И Мила (дочь, прим. ИА REGNUM) будет лишена иппотерапии», — пояснила она.

«Я не вижу смысла, зачем это делать, это все бессмысленно. Зачем им эта территория, что с ней делать? Там клочок земли. Уже несколько десятилетий эксплуатируется, он организовался, он сформировался — какой смысл его рушить? Нет, мы это вырубим и настелим рулонный газон. Зачем это делать?» — заявила мама девочки-инвалида.

Как корреспонденту ИА REGNUM пояснила иппотерапевт Наталья Исаенко, ситуация с лечением лошадьми в Москве почти критическая — школ мало, и дети вынуждены простаивать в многомесячных очередях для записи на занятия. При этом большинство диагнозов требуют длительного курса реабилитацию, в идеале — пожизненного.

«Минимальный стандартный курс, при условии занятий два раза в неделю, — три месяца. Еще шесть месяцев необходимо, чтобы закрепить результат. А в идеале — чем дольше, тем лучше, лучше не прекращать занятия».

По ее словам, эффект от иппотерапии очень разный, но всегда положительный. «Что-то можно посчитать цифрами, а что-то нельзя. Условно говоря, плохо сидящие начинают сидеть, плохо ходящие — лучше ходить, не говорящие — лучше говорить. Хорошо видны улучшения по ДЦП: улучшается координация, равновесие, снимается спастика. Какие-то дети, очень тяжелые, для которых мы физически ничего не можем изменить, получают другое качество жизни, у них меняется эмоциональное состояние: вместо четырех стен, инвалидной коляски и полной зависимости от мамы с папой они получают это время, когда они на лошади, когда они видят другой мир, у них другое лицо, другое состояние тела. У меня были семьи, в которых родился тяжелый ребенок-инвалид и мама с папой глухо в этом завязли и не видели жизни, а потом они начинали к нам ходить, ребенок радовался сидя на лошади, а они просто на него смотрели. И через пару лет родились еще дети, люди начинают жить», — поделилась Исаенко.

Сейчас школа фактически «висит на волоске» — не имея на руках до конца оформленных документов и нового места для переезда, она может просто прекратить существовать, заявляют родители.

За разъяснениями корреспондент ИА REGNUM обратился в Мосгорпарк, однако оперативно прокомментировать вопрос там не смогли, сославшись на необходимость обращаться непосредственно к руководству ЦПКиО. Тем временем, по некоторым данным, парк ждет скорое объединение с парком искусства Музеон и сопутствующая слиянию смена руководства. Главой нового конгломерата может стать директор Музеона Елена Тюняева. Что ждет конюшню при очередной смене руководства и административного подчинения, остается только гадать.