"Через четыре года здесь будет город-сад", - когда-то писал Владимир Маяковский в "Рассказе о Кузнецкострое". Свой город-сад планируется возвести и в Чувашии. Правда, срок строительства его чуть больше - 7 лет. На ближайшие годы территория между Чебоксарами и Новочебоксарском станет огромной стройкой - здесь уже начались работы по возведению "Нового города". Где новое - это не только быстровозводимое малоэтажное жилье современного типа, но и инженерная инфраструктура, и благоустроенная среда. За красивым и масштабным проектом кроется огромный труд многих предприятий и организаций Чувашии, Поволжья и России, крупные инвестиции. О том, как ведется строительство "Нового города" рассказал ИА REGNUM министр градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашии Александр Гончаров.

ИА REGNUM: Кто и какие структуры задействованы в строительстве "Нового города"?

Проект интересен тем, что осуществляется на основе государственно-частного партнерства и финансируется из различных источников - федерального бюджета, консолидированного бюджета Чувашии, инвестиций частных инвесторов и коммерческих кредитов Внешторгбанка. Общая стоимость проекта составит свыше 38 млрд рублей, срок его реализации рассчитан на семь лет. Да, в проекте задействовано огромное число предприятий и организаций. Но есть главные строители. Генеральный подрядчик - Приволжская градостроительная компания (ПГК), изначально созданная для реализации этого проекта. Она спроектирует, профинансирует, построит и будет эксплуатировать "Новый город" в дальнейшем. Стоимость работ для республики в этом проекте 25% плюс 0,1%, а 75 % - собственные средства ПГК, принадлежащей структуре Внешторгбанка. Через эту компанию ВТБ участвует в организации финансирования и контроля за исполнением проекта.

Когда возникла идея проекта такого города, было ясно, что нужно подойти комплексно и к созданию инфраструктуры. Поэтому в реализации данного проекта на условиях софинансирования строительства инженерной инфраструктуры активное участие принимают субъекты естественных монополий - таких, как Газпром, РАО ЕЭС России. Большие обязательства взяла на себя компания "Коммунальные технологии" - сами за счет своих средств выстроить инженерную инфраструктуру Нового города. В ней, кстати, прошла реорганизация, в том числе, и под этот проект. "Коммунальные технологии" проведет к "Новому городу" электросети, снабдит его питьевой водой и создаст сети канализации. Все будет в руках одной компании - и строительство и дальнейшая эксплуатация коммунальных сетей - и значит, она сможет регулировать, управлять, минимизировать процесс.

ИА REGNUM: Насколько рынок стройиндустрии Чувашии может обеспечить такой большой проект?

Да, это большой проект. Общая площадь застройки жилого района "Новый город" составляет 1,756 млн кв.метров. Сейчас стройиндустрия республики обеспечивает строительство 1 млн. кв. метров, и предприятия готовы увеличить объемы. При этом должен отметить, что нагрузка на стройиндустрию не является какой-то запредельной. Крупные и средние предприятия выпускают до 70% продукции.

В республике сохранена индустрия железобетонных материалов, и ими мы полностью обеспечены. Это ЖБК-9, Железобетон, ССК, Монолитстрой, Волгастройгрупп (бывший НДСК). Замечу, что в настоящее время Чувашия достаточно много отправляет железобетонных изделий, керамзита, кирпича за пределы региона.

Да, кирпич у нас есть, однако не хватает высококачественного, высокомарочного кирпича на фасадные, отделочные работы. Его пока завозим. Сейчас на Чебоксарской керамике активно ведутся работы по внедрению технологий выпуска качественного облицовочного кирпича. Они уже прошли технологические испытания. А в 2010 году, я думаю, будет запущен новый кирпичный завод в Чебоксарском районе мощностью как оба наших кирпичных завода. Кирпич будет выпускаться по французским технологиям.

Кроме того, в стройиндустрию активно стал подтягиваться средний бизнес. Например, Аликовский кирпичный завод. Хотя, кирпич, который выпускает завод, невысокосортный, но при недостатке стройматериала для определенной категории стройки он приемлем.

Волгастройгрупп - основной поставщик керамзита. У них очень хорошая линия, выпускающая керамзит наивысшего качества и в больших объемах. Эта компания выпускает и стеновые панели, но назвать их основными игроками на строительном рынке пока не могу. В апреле, когда будет запущена новая линия, предприятие сможет выпускать до 300 тыс. кв. метров монолитных каркасов и панелей в новом стиле.

Большой интерес к проекту проявила группа строительных компаний Крост. Это хорошая индустрия сухих смесей, которыми республика не располагает, поэтому сейчас практически все они завозятся. Я считаю, что нам здесь нужны два хороших завода - мало- и среднетоннажных. Большие надежды возлагаю на "Гипор". В ближайшие годы будет в полном объеме запущен Порецкий рудник с производством гипса, сухих смесей и изделий для отделки. Это дополнительное серьезное производство стройматериалов.

Малый и средний бизнес выпускают очень широкий спектр и достаточно большой объем материалов для строительства: блоки, брусчатка, плиты, вспомогательные материалы (окна, двери, пластик). Все они готовы наращивать свои объемы.

На сегодняшний момент главное, чтобы стабилизировался рынок цемента, потому что сегодня это, пожалуй, самая большая проблема. Сейчас Рострой, Минрегион инициировал усиленное наращивание мощности цементной промышленности. Заводы строятся во многих регионах. Цемент на весь объем работ будет завозится, а остальные материалы - песок, глина - у нас есть свои. Благодаря "дорожному проекту" мы заготовили уже и основной объем щебня.

У республики давние традиции стройиндустрии. У нас достаточно приемлемая и инфраструктура по энергетике в промышленных зонах в Чебоксарах и Новочебоксарске. Для первого этапа стройки есть возможность получить необходимые 4-10 Мвт с подстанции Промтрактора. Так что стройплощадка Нового города электроэнергией обеспечена.

ИА REGNUM: Вы уже говорили о главных строителях "Нового города". Как ведутся работы по обеспечению будущего города электроэнергией, водой, газом?

У Чебоксарской ГЭС, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 развитое сетевое хозяйство и мощности, которые могут быть выпущены на рынок дополнительно. Поскольку электроэнергетика делится на две части - высоковольтную и низковольтную, то и работы по этим направлением, и финансирование раскладывается сейчас следующим образом. "Высокую" сторону берет на себя Чувашэнерго. Это подстанция 110 Квт с двумя трансформаторами, по 40 МгВт с подстанциями и кабельными линиями. Источник финансирования - инвестиционные программы (это за счет прибыли), часть заложена в тарифе Чувашэнерго. Срок окончания первого этапа строительства - конец 2009 года. Дальше идут сети низкого напряжения - кабельные сети 6-10 Квт и разводящие сети по территории. Этим будут заниматься "Коммунальные технологии", как уже говорилось за счет собственных средств и привлеченных кредитов. Республика берет на себе только субсидирование процентоной ставки по кредитам. В компанию уже поступили около 500 млн рублей кредитных средств для начала работ.

Не только строить, но и в дальнейшем эксплуатировать эти сети будут "Коммунальные технологии". Средства, вложенные компанией в строительство, вернуться ей же при подключении и дальнейшей эксплуатации сетей. И ясно, что в данном случае действуют механизмы, отличные от механизмов постройки микрорайона "Волжский-3", когда все создание инфраструктуры ложилось в цену квадратного метра. При подходе, когда застройщик и эксплуатирующая организация - одна компания, появляются и гарантии качественного строительства. Ведь люди строят сами для себя и заинтересованы, чтобы не вкладывать средства в скорый ремонт.

С питьевым водоснабжением - так же. Мы решили коммунальную инфраструктуру сделать в одном месте. Это подключение к действующему водоводу в районе авторынка "Эверест". Это не затратная часть, все это в кредитной линии "Коммунальных технологий". По канализационной сети все просто. Там проходит рядом загородный канализационный коллектор, подразумевается врезка в него.

И проблемы подачи газа на город не будет. В Чебоксарах сеть газопроводов развита, а с вводом газораспределительной станции - третьей перемычки - город практически снимет проблему по возможности подачи газа. Газпром полностью берет на себя обязательства за счет собственных средств построить газопровод-отвод к "Новому городу", газораспределительную станцию и основные магистральные уличные сети. Суммы уточняются, возможный объем инвестирования - до 200 млн рублей. Внутриквартальные и домовые сети уже будет строить и финансировать заказчик-застройщик.

ИА REGNUM: Как будет финансироваться строительство дорог и домов?

Дороги - емкая, затратная часть. Первые деньги на дороги мы получили, и строительство уже идет. Если мы выдержим все параметры проекта малоэтажной застройки, и будем выполнять все обязательства, федералы субсидируют 70% дорожного строительства - это улицы, основные магистрали. А 30% работ - внутриквартальные проезды - должен софинансировать бюджет республики. Возможно, часть финансирования возьмет на себя город Чебоксары. Если мы не выдержим параметры, и строительство не пройдет как малоэтажная застройка, поменяется процент софинансирования: федерация - 60%, 40% - республика. Тем неменее, схема складывается нормально, большую долю затрат финансирует федеральный бюджет. Отмечу, что благодаря реализации "дорожного проекта" потенциал чувашских дорожников - и по материалу, и по технике - вырос существенно.

Объекты недвижимости - собственно жилье, коммерческую недвижимость различного наполнения, общественные здания (почта, телефон, телеграф) будет строить Приволжская градостроительная компания. Финансирование всех объектов недвижимости и всех проектных работ лежит на ней. Для этих работ на сегодня ВТБ открыл кредитную линию и первый транш на 800 млн рублей. Повторюсь, если проект будет нормально идти, его общая стоимость составит до 37 млрд рублей. Должен сказать, что проект "Нового города" реально пошел. Сегодня к участию финансирования этого проекта проявляют интерес различные структуры, банковские и крупные фонды. Большая заинтересованность у компаний, занимающихся коммерческой недвижимостью и у сетевиков, которые бы хотели профинансировать такое строительство - у риэлтеров и ритейлеров.

И еще о финансировании: созданием объектов недвижимости занимается частный бизнес, а государство через естественные монополии, регулируемые компании создает дорожную и инженерную инфраструктуру. Но у федерального центра, если проект удачно будет реализовываться, есть желание софинансировать и создание социальной инфраструктуры. Чтоб это бремя не ложилось только на бюджет республики. Сегодня дано поручение проектным организациям создать типовой проект современной школы и детского сада для этого города. Строительство первой школы мы планируем начать в 2009 году и завершить за год.

ИА REGNUM: Что уже сделано в "Новом городе"?

На сегодня идет строительство транспортной магистрали, газовая магистраль и электричество к Новому городу уже подведены. Работы по прокладке сетей продолжаются. Ведется строительство первых 20 домов. Это четырехэтажные одноподъездные дома различного наполнения с общим внутренним двориком. Таких блоков-площадок у нас заложено уже пять. В доме на этаже от одной до четырех квартир. Есть и малогабаритные квартиры. В первых четырех домах вышли на кладку первого этажа, в остальных заканчивают фундаментную плиту и занимаются подвальными помещениями, поскольку в части домов предусматривается подземные стоянки.

Сейчас идет оценка и расчет предполагаемой продажной стоимости, этим занимается структура банка и ПГК. Мы, со своей стороны, говорим, что здесь не должно быть сверхцены, стоимость жилья должна быть реальная. И у нас есть определенные рычаги на этот процесс, так как мы соучредители. Мы берем за основу нашу, минстроевскую, методику ценообразования. Пока преждевременно говорить о конкретных цифрах, но в "Новом городе" предполагается и социальное, и элитное жилье. В любом случае жильев "новом городе" будет современным и комфортным. Некомфортного жилья по идеологии этого проекта не должно быть. Должен сказать, что уже сейчас есть масса заявок от покупателей. Предположительно, продажа первых квартир начнется в мае, когда в большей степени будет развернуто строительство.

ИА REGNUM: По замыслу, "Новый город" должен объединить Чебоксары и Новочебоксарск. Как вы относитесь к идее объединения?

По сути, Чебоксары и Новочебоксарск - города с единой инфраструктурой: электросети, очистные сооружения, мусорная свалка, наконец. Сегодня это административное деление, нежели инфраструктурное. Ведь Новочебоксарск строился как город-спутник, который рано или поздно должен быть стать единым целым со столицей. Должен заметить, что даже нумерация общественного транспорта в Чебоксарах и Новочебоксарске не совпадает: в городе химиков она начинается с 50-ти. Всего две улицы в двух городах называются одинаково - Строителей и Энергетиков. Все это говорит о том, что города должны были объединиться. И сегодня пришло время решать эту политическую задачу. Экономических обоснований более чем достаточно. А "Новый город" - это точка роста в договоре об объединении.

Справка ИА REGNUM: "Новый город" свяжет воедино Чебоксары и Новочебоксарск. К 2010 году население этого нового российского мегаполиса должно составить 800 тысяч человек. Таким образом, столица Чувашии сделала шаг к тому, чтобы попасть в число городов - миллионников.

Жилой район "Новый город" расположен на территории между двумя городами Чебоксары и Новочебоксарск, между автодорогой "Чебоксары-Новочебоксарск и правым склоном реки Волга.Он запроектирован в виде ассиметричных жилых образований, разделенных пешеходными бульварами с сетью радиальных дорог, соединяющихся с культурно-развлекательным центром, спортивно-оздоровительным комплексом, расположенными вдоль береговой части реки Волга. В составе жилого района предусмотрены 3-этажные, 2-этажные и коттеджного типа жилые образования. Магазины, кафе и предприятия обслуживания предусмотрены в каждом жилом квартале, встроенные в первые этажи 3-этажных жилых домов.

Социальные и образовательные учреждения (6 школ на 1150 мест каждая), детские сады (8 детских садов на 250 мест каждый), предусмотрены в каждой жилой группе. С помощью радиальной улично-дорожной сети обеспечивается быстрая и удобная связь с детскими садами, с торговыми и обслуживающими учреждениями. В непосредственной близости к автодороге "Чебоксары-Новочебоксарск", в юго-западной части жилого района запланированы надземные и подземные автопарковки.

В центре жилого района "Новый город" предусмотрена центральная площадь с парком, в центре которого будет установлена церковь. Периметр площади формируется 3-этажными жилыми домами с мансардным этажом. На первых этажах предусмотрены предприятия общественного назначения (магазины, кафе, рестораны, филиалы банков, почта и т.д.). Центральная площадь соединяется с домами культурно-развлекательного центра, спортивно-оздоровительного комплекса, расположенными в парковой зоне, вдоль высокого берега р.Волги. Гармоничное чередование построек является важной основой при планировании дорог (прямых улиц с радиальными), открывая живописные виды жилых кварталов, площадей, скверов. Разнообразные виды застройки ориентируются на радиально идущие улицы и образуют, таким образом, индивидуальные зеленые дворы с различными перспективами. Вдоль автодороги "Чебоксары -Новочебоксарск" в юго-западной части жилого района "Новый город" расположены гипермаркеты. Для медицинского обслуживания населения жилого района предусмотрен медицинский центр.

Общая площадь застройки жилого района "Новый город" составляет 1,756 млн кв.метров, в том числе жилая застройка 1,365 млн. кв.метров, социальная и бизнес инфраструктуры - 0,391 млн кв.метров. Жилая застройка делиться на три группы: социальное жилье (3-этажные жилые дома - 0,341 млн кв.метров (с мансардным этажом (25 %); жилье - бизнес класса (2-этажные блокировочные дома на 3-4 семьи - 0,887 млн кв. метров (65%); элитное жилье (особняки) - 0,137 млн кв. метров (10 %). Жилая застройка жилого района "Новый город" предполагается в течение 7 лет с интенсивностью от 100 тыс. кв.метров в 2008 году до 250 тыс. кв. метров в год в 2012-2013 годы.