Посол России в Латвии Виктор Калюжный сегодня, 2 ноября, с группой дипломатов посольства посетил АО "Рижский электромашиностроительный завод" (РЕЗ), входящий в состав российской корпорации "ЭДС-Холдинг", сообщает корреспондент ИА REGNUM. РЕЗ производит электрооборудование для железнодорожного транспорта для вагоностроительных предприятий и железных дорог России, СНГ, стран Прибалтики, а также ряда европейских государств. Виктор Калюжный встретился с представителями руководства завода во главе с председателем правления Григорием Успенским, осмотрел заводской музей, территорию предприятия и ряд цехов. После чего состоялась пресс-конференция для журналистов, на которой Виктор Калюжный поблагодарил за "короткую, но достаточно ёмкую экскурсию": "Мы увидели, как реально можно претворять программу интеграции в независимости от национальности капитала. Завод сохранил историческое прошлое, которое сегодня приумножает и достаточно быстро". Посол отметил, что все показатели завода растут и увиденное в ходе его осмотра свидетельствует, что он активно интегрируется в российскую экономику, которая в свою очередь интегрируется в Латвию. Кроме того, руководство предприятия ставит "задачу и видит способ её выполнения по выходу на площадку ЕС".

"Такая кооперация с Россией нужна не только Латвии, она нужна, в том числе и России, для того, чтобы правильно выстраивать политику Россия-Евросоюз", - подчеркнул дипломат. Калюжный также отметил, что на заводе "сохранены мозги, которые работают на его перспективу": "Это конструкторская группа, достаточно большая проектоно-сметная группа: порядка 120 человек при 1300 работающих. Даже трудно оценить, насколько правильная перспектива у руководителей этого завода". По словам Калюжного, заводчане видят "узкие места", одно из которых - смена поколений, система подпитки молодыми кадрами, что на данный момент в Латвии "провальное направление, с чем в последнее время согласилось и правительство": "Мы сегодня договорились, что попытаемся со своей стороны помочь руководству завода в увязке с высшими учебными заведениями в рамках кураторских функций Российских железных дорог, для того, чтобы выделить дополнительные бюджетные места для латвийских ребят, которые желают поехать учиться по необходимым здесь специальностям. И, естественно, завод их поддержит материально, для того, чтобы они с удовольствием вернулись обратно".

Коротко о РЕЗ рассказал председатель правления завода Григорий Успенский: "Это одно из крупнейших машиностроительных предприятий Латвии. Основное направление деятельности - продукция для железнодорожного машиностроения. На заводе сейчас работают около 1400 человек, при этом продолжается набор работников: нам нужно еще порядка 200-300 человек. Завод входит в состав российской электротехнической корпорации "ЭДС-Холдинг" - это динамично растущее предприятие, которое позиционирует себя и поставленную задачу - стать крупнейшим игроком на рынке электротехнической продукции. Причём не только в России, но и с выходом на европейские страны". По словам Успенского, в состав холдинга кроме рижского завода уже входят и предприятия в Польше, а основными рынками сбыта являются Россия и Украина. "Но мы смотрим и в западном направлении: в наших планах освоение новых видов продукции, которые могут быть конкурентоспособны на западных рынках, - рассказал Успенский. - Особое внимание мы уделяем качеству продукции: предприятие сертифицировано по стандарту ISO 9000. Кроме того, его продукция имеет все необходимые сертификаты для использования на российских, украинских и прочих железных дорогах стран СНГ и Прибалтики. Как отметил господин посол, на предприятии сохранилось мощное конструкторское бюро, которое в принципе позволяет решать поставленные задачи и обеспечить разработку современных видов продукции. Огромная помощь будет со стороны посольства России, если действительно удастся обучать молодых специалистов в профильных российских вузах. Сейчас возрастная структура именно конструкторских подразделений, на мой взгляд, неудовлетворительна и нужно омолаживать кадры, для того, чтобы сохранить преемственность именно конструкторской школы".

По словам председателя правления, руководство РЕЗ активно занимаемся программой технического перевооружения завода. Так, в декабре текущего года будет получен уникальный обрабатывающий центр для обработки станин тяговых двигателей: стоимость одного станка 1,65 млн евро (58,56 млн рублей). В этом году в модернизацию производства планируют вложить порядка 5 млн евро (177,442 млн рублей), а на период до 2012 года объём инвестиций должен составить около 30 млн евро (1,065 млрд рублей). По словам Успенского, оборот предприятия в этом году прогнозируется в 25 млн латов (1,263 млрд рублей), а средняя зарплата на заводе составляет 600 латов (30 300 рублей) и есть тенденция её повышения.

Добавим, по информации предприятия, закрытое акционерное общество "ЭДС-Холдинг" (ЭДС - электродвижущая сила) создано в середине 2005 года группой частных российских инвесторов. Холдинг объединяет ОАО "Ленинградский электромеханический завод" (Санкт-Петербург), ОАО "Армавирский электротехнический завод", НПО "Кузбассэлектромотор" и ОАО "Карпинский электромашиностроительный завод" (Свердловская область), а также ОАО "Ярославский электромашиностроительный завод "Элдин". Консолидированный оборот в 2006 году - более 4 млрд рублей, общая численность персонала - 6 000 человек. В свою очередь история РЕЗ насчитывает более 100 лет. За последние полтора года с приходом российских инвесторов, объёмы производства выросли в три раза, число работников увеличилось с 800 до 1300 человек, а в этом году оно будет доведено до 1500 человек. РЕЗ был основан на территории, занимаемой ранее товариществом "Проводник", созданным в 1888 году. В 1914 году "Проводник" насчитывал уже 220 промышленных и жилых зданий, общий оборот составлял 65 млн. рублей, количество работающих - до 14 тыс. человек. В период с 1946 по 1990 годов РЭЗ сформировал и развил современное производство электрооборудования электропоездов постоянного и переменного токов, а также пассажирских вагонов. Кроме того, было освоено производство электрооборудования электропогрузчиков, магнитных пускателей, металлокерамики и крупнейшее в стране и Европе производство стиральных машин. В 1993-1998 годах заводом в сжатые сроки было разработано и выпущено современное электрооборудование для поездов постоянного тока ЭД2Т, ЭД4М и переменного тока ЭД9Т с электрическим торможением для Демиховского машиностроительного завода, электрооборудование электропоездов постоянного тока ЭТ2 с электрическим торможением для Торжокского вагоностроительного завода (все в России). А также начато серийное производство комплектов электрооборудования для завода "Лугансктепловоз" (Украина).