"Задачи, стоящие перед абхазской экономикой, масштабны. От их решения будет зависеть и создание условий для устойчивого экономического роста", - заявил на проходящем в Пицунде Экономическом саммите на тему "Рынки ближнего зарубежья: возможности для российских инвесторов" вице-премьер правительства Абхазии Александр Страничкин, курирующий блок экономических вопросов. Вице-премьер выступил с докладом на тему "Экономика Абхазии: путь развития", полный текст которого приводит ИА REGNUM:

"I. Точка отчета.

Современная Абхазия, как и многие постсоветские государства, проходит сложный трансформационный период своего развития, связанный с проблемами перехода от плановой системы к рыночной. Однако, у Республики Абхазия особенная ситуация. Наша страна в 1992-1993гг. пережила жестокую военную агрессию со стороны Грузии, в результате чего мы понесли большие человеческие потери - жертвами стали около 3 тысяч человек, а материальный ущерб составил, по оценкам специалистов, от 11,3 до 13 млрд. долларов США. Значительные разрушения получили города Сухум, Очамчира, Ткуарчал; практически уничтожен целый ряд сел. В Грузию было вывезено большое количество технического оборудования и транспортных средств (автобусы, автомобили, корабли, самолеты), было ограблено практически все население. С этой точки отсчета начался современный этап развития экономики Абхазии.

К началу 90-х годов 20 века в Абхазии была многоотраслевая экономика, ведущее место в которой занимал агропромышленный комплекс, имелись развитые легкая и пищевая промышленность, машиностроение, производство строительных материалов. Большое развитие получила энергетика. И, конечно, одним из главных направлений была индустрия отдыха. Уровень жизни был одним из высоких в СССР.

В результате воины экономические показатели в целом сократилась в 10 раз. Большинство предприятий вообще прекратили выпуск продукции из-за того, что были разрушены либо разграблены. Основные фонды физически и морально устарели. Необходимо особо подчеркнуть, что развитию нашей экономики сильно помешали санкции стран СНГ, принятые в январе 1996 г. Был введен запрет на плавание абхазских пассажирских и грузовых судов (октябрь 1995 г.). Следует отметить нарушение традиционных внешнеэкономических связей, дефицит внутренних инвестиционных ресурсов, отсутствие доступа к внешним источникам финансирования, деформацию традиционной структуры хозяйства, кризис в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях перерабатывающей, промышленности, увеличение импорта продовольствия.

Пока у нас шла война, в других регионах бывшего СССР, хоть и с большими издержками, начался первый этап перехода к рыночной экономике. Перед нами же встала первоочередная задача: выжить, накормить людей, заставить функционировать экономику. На начальном этапе одной из главных предпосылок нормального функционирования хозяйственной системы Абхазии стало создание во-первых, системы органов государственного управления экономикой, а во-вторых, собственной нормативно-правовой базы.

II. От выживания к развитию.

Оглядываясь на прошедшие после окончания войны 13 лет, необходимо подчеркнуть, что несмотря на перечисленные выше факторы, результаты были достигнуты. Другое дело, что не всегда поставленные задачи выполнялись. Страна прошла путь от ситуации выживания к ситуации экономического развития, опираясь в основном на свои силы, тогда как в Грузию производились и производятся огромные финансовые вливания извне. Экономическое развитие Абхазии за эти годы можно охарактеризовать некоторыми цифрами. Объем промышленной продукции, произведенной предприятиями Абхазии, в текущих ценах вырос с 31,1 млн. руб. в 1995 г. до 587,1 млн. руб. в 2005 г. Доходная часть бюджета в 1994 году составила 12,5 млн. руб., а в 2006 г. - 901 млн. руб. Одной из характеристик определенного роста экономики может служить денежный оборот в банковской системе Абхазии. Так, приход денежных средств увеличился с 10,96 млн. руб. в 1994 г. до 3183,7 млн. руб. - в 2005 г. Внешнеторговый оборот вырос с 39,3 млн. руб. в 1995 г. до 3341,1 млн. руб. - в 2005 г. Основными партнерами во внешнеторговой деятельности является Россия, Турция, Румыния.

Большие проблемы существуют в социальной сфере. В Абхазии количество людей, получающих различные пенсии и пособия, составляет более 25% населения. Средняя заработная плата, несмотря на значительный рост, остается все еще очень низкой. Говоря о становлении и развитии экономики необходимо отметить, что в 1994 году министерством экономики был подготовлен первый прогноз экономического развития на 1995 год. Еще в довоенные годы начала создаваться правовая база для становления рыночной инфраструктуры. Так, в частности, в 1992 году были приняты законы "О собственности", "О предприятии и предпринимательской деятельности". Кроме того, еще с довоенного периода действует закон "Об иностранных инвестициях" (с изменениями), Закон весьма либеральный для иностранных инвесторов.

Фактически сразу после войны было разработано налоговое законодательство. Банковская сфера регулируется законами "О Национальном Банке Республики Абхазия" и "О банках и банковской деятельности". Действует закон "О приватизации". В соответствии с Конституцией Республики Абхазия, земля является собственностью народа и не подлежит купле-продаже, что было закреплено и Земельным Кодексом Республики Абхазия. При этом иностранные юридические и физические лица могут арендовать земельные участки. Довольно хорошо развиты в Абхазии арендные отношения. Достаточно большое количество курортных объектов в городах Гагра и Сухум, поселке Пицунда переданы в аренду на основании закона "Об аренде". Приняты также законы "О бухгалтерском учете", "О недрах", "О торгово-промышленной палате", "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития", Таможенный Кодекс Республики Абхазия, "О защите прав потребителей", "Об авторских и смежных правах", "Об акционерных обществах", "О залоге", "О страховании".

В настоящее время идет кодификация законодательства Республики Абхазия. С 1 сентября 2006 года вступила в действие первая часть Гражданского Кодекса Республики Абхазия. Разработаны и приняты в первом чтении вторая и третья части Гражданского Кодекса, Гражданского процессуального Кодекса. Завершается работа над первой частью Налогового Кодекса. В целях совершенствования управления в 1995 году ряд министерств был ликвидирован (министерство промышленности, министерство транспорта и связи). Часть их функций была передана министерству экономики, а часть преобразована в государственные компании. Такая реорганизация, как показала практика, со временем оправдала себя. На сегодняшний день действуют ряд министерств и ведомств, которые в той или иной степени участвуют проведении экономической политики. За последние годы инвестиционная ситуация в Абхазии резко изменилась в лучшую сторону, появились крупные инвесторы, интенсивно восстанавливаются здания, идет строительство новых объектов. Дополнительный импульс получило развитие экономических связей с регионами и городами Российской Федерации.

III. Поиск пути развития.

Конечно, у нас накопилось очень много нерешенных проблем. Но дело не в простом перечислении этих проблем, а в их реальном решении. Абхазия находится только в начале тоннеля, который называется "переходной экономикой". Следует сформировать "несущие конструкции", необходимые для нормального функционирования экономики. Такими конструкциями является система законов, устанавливающая "правила игры" между государством и бизнесом. Выражаясь словами известного экономиста де Сото, "необходимо приблизить правовую систему к действительности".

Основными направлениями, на наш взгляд, должны стать формирование эффективной системы государственного управления, обеспечение организационно-правовой активизации государства в целях стимулирования экономического подъема. Системообразующими функциями государства в переходный период, как отмечают многие авторы, являются: разгосударствление и приватизация; содействие организации рыночной инфраструктуры. Во многих постсоциалистических странах накоплен большой опыт, который можно и нужно использовать, конечно, не копируя его слепо. Современные западные теории не всегда приемлемы для нас, т.к. они написаны для стран с уже состоявшейся рыночной инфраструктурой. Наша стратегическая цель - создание эффективной экономики, и для ее достижения необходима программа перехода к рыночной экономике.

В Абхазии разработана и утверждена президентом "Концепция социально-экономического развития Республики Абхазия", которая по мнению разработчиков определяет стратегию и основные направления государственной политики. Конечно, программа должна быть конкретизированной. Необходимо четко знать, какими реальными ресурсами мы обладаем, каковы наши трудовые ресурсы, основные фонды и т.д. Пришла пора определиться, какие предприятия сегодня и в будущем нужны Абхазии; решить, имеет ли смысл дальнейшее существование профиля многих объектов, сохранявшихся все эти годы. Известны примеры государств, которые начинали свое "экономическое чудо" с легкой и пищевой промышленности. Кроме всего прочего, Абхазия обладает великолепными природными ресурсами и здесь широкая улица должна быть проложена для всех направлений индустрии туризма. Большое внимание должно быть уделено сельскому хозяйству.

Одним из самых болезненных вопросов переходного периода является реформирование собственности. При этом нельзя забывать и то, что преобразование собственности само по себе лишь часть тех реформ, которые необходимо проводить. Приватизация должна преследовать главную цель - создание эффективного собственника, и она является одним из источников инвестиций, столь необходимых экономике. Государство может и должно сохранять свои позиции собственника в тех отраслях, где оно может эффективно реализовать собственные, имманентные ему социально-экономические и политические функции. В дальнейшем, когда приватизация будет проводиться в более широких масштабах, на повестку дня встанет вопрос об экономической оценке земли. Речь не идет о купле-продаже земли, но при приватизации объекта фактор ценности земли должен быть. Необходимо отметить, что преимущество приватизации не проявляется автоматически.

Одной из самых больших проблем не только переходной экономики, но и развитой рыночной, является проблема соотношения между рынком и долей государственного вмешательства. Каждая страна решает эту задачу по-своему. Пример послевоенных Японии, Германии, чуть позже Южной Кореи, Тайваня, а затем Китая показывают огромные возможности государства в развитии и экономики. Практически все страны, добившиеся серьезных экономических успехов, сумели осуществить прорыв благодаря тесному взаимодействию бизнеса и государства. Хотя роль государства во всех случаях была разная, но слабой экономике без его активной поддержки подняться крайне трудно. Задачи, стоящие перед абхазской экономикой, масштабны. От их решения будет зависеть и создание условий для устойчивого экономического роста. Надеемся, что и вы примите активное участие в экономическом развитии республики".