Заявление МИД РФ о готовности России стать гарантом мирного урегулирования карабахского конфликта прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM сопредседатель Совета по национальной стратегии (СНС) Иосиф Дискин:

"Заявление МИД России достаточно осторожно. Здесь следует отметить, что Россия не заявляет о своем намерении участвовать в переговорах между Азербайджаном и Арменией, а лишь готова стать гарантом выполнения тех договоренностей, которые между ними будут достигнуты. При этом я полагаю, Россия будет не единственным гарантом достигнутых договоренностей. США давно уже влезли в Азербайджан и защищают теперь там свои жизненноважные интересы, я имею в виду нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Таким образом, США резко ухудшили отношения с Ираном, и Иран, в котором азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане, может в этой ситуации, используя влияние своей азербайджанской диаспоры, взорвать Азербайджан изнутри.

Азербайджан оказывается в достаточно сложной ситуации, так как с одной стороны политики этой страны понимают, что Карабах они никогда уже не вернут, а с другой - они не могут озвучить это, так как в стране достаточное количество радикально настроенных националистов, которые в этом случае смогут вывести людей на улицы, обвинив правительство в капитуляции и предательстве, так как в течение многих лет азербайджанские власти сами заявляли о том, что Карабах они никогда не отдадут.

И в этой ситуации власти Азербайджана ищут государство, которое предложило бы им мирный план урегулирования карабахского конфликта и выступило бы при этом гарантом стабильности, в том числе и стабильности внутри самого Азербайджана. И здесь для Азербайджана становится очевидным, что таким гарантом может выступить Россия, против участия которой не станут возбуждать истерии ни внутриазербайджанские оппозиционные силы, ни Иран, заинтересованный в сохранении хороших отношений с ней, ни США, которым так же нужна стабильность внутри Азербайджана.

Сам план урегулирования карабахского конфликта выработан уже давно - он один и тот же и предлагался уже многими: Карабах отдает Азербайджану оккупированные азербайджанские территории и возвращается в пределы прежних границ Нагорного Карабаха, а получает взамен отсроченный на 15 лет статус при сохранении на весь этот срок внутренней самостоятельности и самоуправления. Проблема здесь всегда заключалась в том, что радикальными кругами, как в Азербайджане, так и в Армении осуществление этого плана рассматривалось как капитуляция. И в данном случае только авторитет России в обеих странах может гарантировать сохранение внутриполитической стабильности. И, помимо этого, никто кроме России не может гарантировать, что Иран не станет участвовать в возможной эскалации внутриполитического конфликта в Азербайджане.

Россия в этой ситуации набирает серьезные очки и как игрок на всем постсоветском пространстве, потому что, если бы не обострение конфликта вокруг Ирана, США ни за что бы не дали России возможности для проведения собственной политики на территории бывшего СССР, откуда американцы нас в течение последних лет выдавливали. В этой связи заявление МИД РФ по Карабаху можно рассматривать и как начало реализации, озвученной президентом Путиным позиции России об универсальности "косовской модели".