Законопроект "О парламентских расследованиях", принятый Государственной думой в первом чтении, как известно, запрещает парламентское расследование в отношении органов судебной власти, следствия и дознания. Согласно документу парламентскому расследованию также не подлежат факты и обстоятельства, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства. На вопрос корреспондента ИА REGNUM о целесообразности принятия подобного документа отвечают депутаты Алтайского краевого Совета народных депутатов:

Заместитель председателя комитета КСНД по законности, правопорядку и защите прав граждан, член депутатской группы "Объединенные депутаты" Даниил Бессарабов:

- Положительной стороной рассматриваемого законопроекта, безусловно, можно назвать формирование в России нового для нас правового института парламентских расследований. Если судить по принятому в первом чтении варианту, то депутаты смогут самостоятельно и независимо выяснять причины фактов грубого или массового нарушения прав и свобод граждан. Другими словами, если бы этот законопроект был принят раньше, парламентарии могли бы на законном основании расследовать обстоятельства произошедшего в Беслане, или, например, в Нальчике.

Что касается запрета на расследование деятельности органов судебной власти, следствия и дознания, то тут, во-первых, нельзя забывать о конституционном принципе разделения властей и независимости судебной власти. Во-вторых, о закрепленной в федеральном законе тайне следствия. Так что даже депутатам в данном случае не может быть позволено вмешиваться в эти сферы.

На местном уровне подобный закон, на мой взгляд, также может быть принят. Думаю, он был бы очень полезен жителям края. Ведь тогда их избранники - краевые законодатели - смогли бы расследовать, к примеру, ситуации с переделом собственности и последующими за этим массовыми увольнениями работников.

Член группы "Объединенные депутаты" Алексей Мещеряков:

- В России уже есть примеры парламентских расследований. К примеру, депутаты Госдумы изучали причины майской аварии, в результате которой пол-Москвы осталось без электроэнергии. Причем экспертиза парламентариев была ничуть не хуже заключения самих энергетиков. Так что если привлекать к расследованиям специалистов, их выводы будут очень важны для принятия важных решений. Что касается ограничений в расследовании дел, связанных с работой судей, органов следствия и дознания, то я считаю их вполне справедливым. Ведь "разборы полетов" можно использовать как способ давления на судей и правоохранительные органы, чего нельзя допустить.

Закон о парламентских расследованиях был бы полезен и в Алтайском крае. К примеру, чтобы разобраться с ситуацией вокруг птичьего гриппа. Но в местном документе должно быть четко оговорено несколько вещей. Первое - кто будет проводить расследование, чтобы оно было исполнено на должном уровне. Далее - расследованием каких дел смогут заниматься депутаты Крайсовета. И, наконец, какую силу будет иметь их заключение - носить рекомендательный характер или быть обязательным для исполнения.