Построение внешней политики США на фундаменте противостояния великих держав контрпродуктивно для Вашингтона, заявил профессор Джорджтаунского университета Дэниел Нексон в статье, вышедшей 15 февраля в Foreign Affairs.

Эксперт обращает внимание на то, что хотя новый президент США Джо Байден и пошел на некоторый разрыв с тем, как внешнюю политику видел его предшественник Дональд Трамп, в этом ключевом аспекте позиция Байдена до конца не ясна. Так, выступая с речью в Государственном департаменте президент-демократ заявил, что он будет сотрудничать с Пекином в тех областях, где это выгодно для США. Однако через несколько дней Байден отметил, что велика вероятность крайне острой конкуренции с Китаем.

«Подобная риторика может говорить либо о прагматизме, либо о том, что идеология конкуренции великих держав скоро может занять доминирующее место в политике администрации Байдена», — отметил Нексон.

По его словам, любое смягчение позиций президента-демократа по Китаю вызовет со стороны его политических противников-республиканцев критику слабости и неэффективности перед лицом международных вызовов. Иными словами, если в глобальной среде не произойдет каких-либо значимых изменений конкуренция между великими державами останется в центре дебатов по внешней и национальной политике безопасности США, что будет нежелательным развитием событий.

«Несмотря на все влияние этой концепции в последние годы, конкуренция великих держав не является продуманным фундаментом внешней политики США. Если обращаться к ней как к руководящему принципу более обширной стратегии США, существует риск спутать средства и цели, потратить ограниченные ресурсы на иллюзорные угрозы и подорвать возможность сотрудничества в решении насущных проблем безопасности, таких как изменение климата и нераспространение ядерного оружия», — подчеркнул профессор.
«В конечном счете зацикленность на конкуренции великих держав, скорее всего, подорвет, а не усилит мощь и влияние США», — добавил он.

В противовес этому эксперт признает, что Вашингтону необходимо адаптироваться к миру, в котором Китай и Россия набирают военный и экономический потенциал, однако, по его мнению, во многих случаях сотрудничество — в том числе с соперниками — будет способствовать безопасности и процветанию США гораздо эффективнее, чем конкуренция.

«Мир сталкивается с такими экзистенциальными проблемами, как изменение климата, коллапс экосистем и распространение ядерного оружия, которые только усугубятся, если Соединенные Штаты, Китай и другие не будут сотрудничать», — отметил Нексон, указав на то, что существуют модели обеспечения сотрудничества даже в антагонистической международной среде.
«Несмотря на угрозу ядерного уничтожения во время Холодной войны, Вашингтону и Москве удалось сотрудничать по ряду общих проблем, включая исследования противооспенной вакцины и, в конечном счете, нераспространение ядерного оружия», — добавил он.

На сегодняшний день отношения между США и КНР сильно пострадали из-за пандемии коронавируса, что не является позитивным развитием событием для обеих стран и их способности отвечать на международные вызовы. Столь же плачевная ситуация наблюдается и в отношениях Вашингтона с Москвой, из-за чего «на волоске» висят договоры о контроле за вооружениями.

«Пекин вместе с США и Россией модернизирует свой ядерный инвентарь. Грядут прорывы в потенциально дестабилизирующих технологиях», — обратил внимание аналитик, заметив, что все эти проблемы требуют совместных решений, а не ненужного обострения соперничества.

Нексон подчеркнул, что если принцип противостояния великих держав будет лежать в основе внешней политики, сотрудничество между странами будет в лучшем случае отодвинуто на второй план, в худшем любые призывы к нему будут восприниматься как наивность.

«Лидеры в администрации Байдена могут лучше понять реалии современной конкуренции великих держав, если они будут рассматривать ее как один из возможных способов достижения конкретных целей, а не как организующий принцип внешней политики США», — заключил эксперт.