Конституционный суд Российской Федерации дал определение, согласно которому, пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» не допускает временного применения международного договора до момента вступления в силу федерального закона о его признании. Определение Конституционного суда опубликовано 25 декабря на официальном сайте высшего органа судебного контроля страны.

Заседание Конституционного суда состоялось 24 декабря. На нем был рассмотрен вопрос о разъяснении постановления КС от 27 марта 2012 года № 8-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации». Это постановление, в свое время, предполагало, что международные законы на территории Российской Федерации могут временно применяться до их ратификации.

Однако теперь, после рассмотрения всех обстоятельств дела, Конституционный суд установил, что федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» не допускает того, чтобы какие-либо положения международного договора, в котором участвует Российская Федерация допускали разрешение международным арбитражем споров между Россией и иностранными инвесторами, возникших в связи с осуществлением ими инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, до тех пор пока не принят федеральный закон о ратификации данного договора.

То есть если спор так или иначе находится в компетенции российских судов, передача его в международный арбитраж не допускается, если юрисдикция этого арбитража не признается Российской Федерацией и Россия не ратифицировала соответствующий международный договор.

К примеру, эту будет относиться к постановлению Гаагского арбитража о компенсации бывшим иностранным акционерам компании ЮКОС в размере $57 млрд.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, бывшие иностранные акционеры компании ЮКОС, которая 1 августа 2006 года стала банкротом, и акции которой в рамках конкурсного управления были выставлены на продажу и приобретены «Роснефтью», пытаются отсудить у России компенсации, так как не согласны с процедурой банкротства.

Бывшие акционеры ЮКОСа ещё в 2007 году подали иск в Постоянную палату третейского суда в Гааге. Сперва это дело тянулось без особых результатов, но после того как отношения России с Западом ухудшились, делу был дан ход и Арбитражный суд в Гааге постановил, что Россия должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в $57 млрд. Однако российская сторона не признает юрисдикцию Арбитражного суда в Гааге в этом деле.