Намерение Совета Федерации прописать в законодательстве определение самоизоляции — правильный шаг с юридической точки зрения, заявила ИА REGNUM Маргарита Горновская, адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург».

"В настоящее время действительно возникает много споров и вопросов по поводу понятия самоизоляции и отличия самоизоляции от карантина. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, для наложения подобных ограничений прав граждан на передвижение необходимо принимать отдельный федеральный закон», — считает Маргарита Горновская.

Адвокат также напомнила, что в настоящий момент есть Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ», а также ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который регулирует действия властей в период угрозы ЧС санитарно-эпидемиологического характера.

«Согласно ч. 1 ст. 31 № 52-ФЗ «ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний». Однако ни один из нормативных документов не содержит четкого определения самоизоляции. Принятие подобного ФЗ облегчит работу как органам исполнительной власти субъектов РФ, так и судам», — говорит Маргарита Горновская.

Михаил Игнатьев, руководитель адвокатского бюро «Михаил Игнатьев и партнеры», также отметил, что необходимо на уровне Федерального закона ввести еще один вид угрозы, не подпадающий под имеющиеся в действующих законах.

«В некоторых нормативных актах закреплены понятия, полномочия, порядок действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного, природного и техногенного характера, к которым относится и распространение заболевания опасное для общества (эпидемия, пандемия). Однако совершенно очевидно, что такие заболевания, как коронавирус, не являются смертельно опасными для общества в целом, это не испанка и не холера. Именно для таких ситуаций необходим действительно специальный закон, который должен регламентировать единый порядок и сроки введения и снятия ограничений, критерии их необходимости и, конечно же, порядок оказания помощи населению и бизнесу», — утверждает адвокат.

По мнению Михаила Игнатьева, в настоящее время из-за отсутствия такого закона власти, с одной стороны, запаниковали и ввели губительные для бизнеса и населения ограничения, с другой стороны, не ввели ЧС.

21 мая комитет Совета Федерации по конституционному законодательству предложил внести изменения в закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В него предлагается внести список ситуаций, благодаря которым возможно ввести режим самоизоляции, определить полномочия глав регионов, а также порядок его введения.