Человечество должно определиться с правом народов на самоопределение и принципом территориальной целостности стран. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом 16 апреля заявил глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев на международной научно-практической конференции «Современная Россия в мировом политическом процессе: Глобальное и региональное измерения» в Московском государственном лингвистическом университете.

«У человечества есть интеллектуальный, научный вызов — найти очень внятные и чёткие ответы на две «лакуны», дыры, так и оставшиеся с момента создания и нынешней системы, основанной на Уставе ООН», — заявил Косачев.

Первая из них — это соотношение принципов права наций на самоопределение и территориальной целостности государства.

«Очень упрощённо это выглядит следующим образом: принцип территориальной целостности первичен. Он должен быть главенствующим, но только до тех пор, пока он основывается и реализуется на принципах конституции соответствующего государства. Как только проходит нарушение этой конституции, например, в результате переворота, когда власть меняется неконституционным путём — в этом случае конституция перестаёт действовать со всеми рисками, которые из этого проистекают», — пояснил он.

В этом смысле переворот на Украине в 2014 году очевидным образом вывел на первое место право народа Крыма на самоопределение, указал Косачев.

«Любой, кто посягает на конституционные основы, кто готовит переворот, должен понимать, что тем самым свою страну подвергает страну непредсказуемым, а иногда и необратимым рискам», — подчеркнул сенатор.

Во-вторых, международному сообществу нужно определиться с принципом уважения суверенитета и правом на вмешательства в дела других стран.

«Оно тоже не прописано в международном праве. Мой личный ответ: упрощённо выражаясь, любые методы воздействия на другое государство, если ты не согласен с тем, что там за политические процессы происходит внутри (не говоря о катастрофах или геноциде) — ты имеешь право делать жесты, определяющие твоё несогласие с этими процессами, но только в пределах собственной территории. Можешь критиковать, запрещать своим компаниям работать с компаниями этой страны, запрещать своему послу работать в этой стране. Но не имеешь права делать ничего, что было бы посягательством на суверенитет другого государства, в том числе наложение санкций на компании этой страны, физических лиц», — заключил Косачев.