Пенсионное агентство Грузии, которое за два с лишним месяца после вступления в силу пенсионной реформы сумело накопить в пенсионном фонде более 100 млн лари, объявило о наборе членов в так называемый инвестиционный совет. Специальное объявление руководство Пенсионного агентства разместило на сайте Financial Times, что стало причиной ажиотажа и недоумения внутри страны.

Инвестиционный совет будет состоять из пяти человек, к которым предъявляются определенные требования. Член совета не обязан постоянно находиться в Грузии, но должен посетить страну хотя бы один раз в год, а суммарное количество часов его работы в течение года должно составлять 72 часа. За такую нагрузку кандидатам обещана зарплата в размере до $60 000 в год, что для Грузии является достаточно высокой оплатой труда. Средняя зарплата большей части населения здесь не превышает $150−200 в месяц.

Именно такому совету Пенсионное агентство доверит пенсионные сбережения граждан, которые, как утверждают представители правительства Грузии, будут вкладываться только в надежные инвестиционные проекты.

По последним данным представителей Пенсионного агентства, в его системе с начала года открыты индивидуальные счета 653 тысяч граждан. Средства на эти индивидуальные счета внесли 47 тысяч компаний. Часть пенсионных счетов размещена в коммерческих банках, где процентные начисления колеблются от 5 до 8,5%, а другая часть — в Национальном банке, где процентная ставка составляет 6,75%. Распоряжаться средствами граждан Пенсионное агентство начнет после комплектации инвестиционного совета.

«Эти суммы — частная собственность, они принадлежат тем гражданам, которые включились в эту схему. В дальнейшем эти суммы будут инвестированы в благонадежные финансовые активы. Как только приступит к работе инвестиционный совет, эти суммы с целью сведения рисков до минимума будут размещены в диверсифицированных пакетах», — утверждает начальник Пенсионного агентства Леван Сургуладзе.

Помимо инвестиционного совета из 5 членов агентство планирует укомплектовать и комитет риска из 3 членов, который, соответственно названию, будет определять риски тех или иных проектов и вложений в них.

Согласно утвержденному парламентом и вступившему в силу с 1 января текущего года закону о накопительной пенсии, для определенной категории граждан участие в пенсионной системе добровольное, и спустя три месяца после вступления в нее они могут покинуть эту систему. Леван Сургуладзе уверен, что желающих выйти из пенсионной системы после 1 апреля будет немного.

Руководитель агентства ответил и на обвинения относительно высокой зарплаты членов инвестиционного совета и пояснил, что эта цифра была выбрана авторами заявления вынужденно, так как на сайте Financial Times имеется специальная форма объявления, где вместе с другими требованиями к претендентам на вакансию указывается и размер заработной платы. Ставка от $0 до $60 000 была самой низкой, заявил Сургуладзе.

В Грузии до сих пор действовала уравнительная система пенсионного обеспечения, согласно которой основная часть пенсионеров получала одинаковую пенсию (с 1 января ее размер увеличился до 200 лари, до этого пенсия составляла 180 лари). Введение накопительной пенсии в том ее виде, который предусмотрен новым законом, вызвало протест в обществе, так как инициированная правительством реформа подразумевает направление пенсионных сбережений граждан на различные инвестиционные проекты, а это создает определенные риски для владельцев пенсионных накоплений. Правительство же утверждает, что эти суммы будут направляться на проекты с низким уровнем риска, и намеревается за счет аккумулированных в пенсионном фонде денег обеспечить развитие и рост экономики страны.