Инициатива латышского активиста Угиса Полиса о сносе памятника Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков собрала 9 949 подписей, сообщает портал Lsm.lv.

Данная инициатива была запущена в сентябре 2017 года на портале общественных инициатив Manabalss.lv. Для того, чтобы ее рассмотрел Сейм (латвийский парламент), необходимо собрать 10 000 подписей.

По мнению автора инициативы, памятник Освободителям — символом, который «напоминает латышскому народу о страданиях в годы советской оккупации — убийствах, насилии, геноциде латышского народа». Полис также считает, что в основной своей массе латыши желают сноса этого символа, а своей инициативой он исполняет их желания.

Однако мнения латвийского руководства в отношении данной инициативы неоднозначны. Так, министерство иностранных дел Латвии выражает большой скептицизм относительно идее демонтажа памятника. Отмечается, что, несмотря на собранные подписи и возможную поддержку инициативы со стороны Сейма, «снос» монумента невозможен. Причина: памятник защищается договорами и нормативными актами, заключенными между РФ и Латвией в 1994 году, которые защищают памятники, строения и места массовых захоронений и предусматривают их содержание и уход.

В ответ на скепсис МИДа активист Полис предлагает аннулировать данные договоренности, выражая сомнение, что их выполняет российская сторона.

«Вопрос в том, соблюдает ли Россия все пункты договоренности. Я очень сомневаюсь. Конечно, существует вероятность, что может быть получено осуждение соседней страны, но в то же время надо принять факт, что Россия нарушала и нарушает международные договоренности», — считает Полис.

Между тем представитель МИДа Янис Бекерис указал, что законодательство не позволяет эти договоренности аннулировать даже в том случае, если инициатива о сносе памятника получит поддержку Сейма.

«Конечно, общество может выступать с различными инициативами, однако сейчас с точки зрения законодательства это будет невозможно, так как договор с Россией предусматривает, в случае возникновения какой-либо конфронтации между нашими нормативными актами и международным регулированием, превосходство международных актов над латвийским законодательством. Поэтому никакие противоправные действия в Латвии проводить нельзя», — сказал Бекерис.

В то же время данный монумент не был включен в список культурно-исторических памятников Национальным управлением культурного наследия. Одновременно в управлении считают памятник Освободителям культурно-исторической ценностью и свидетельством определенного отрезка времени.

«По нашему мнению, здесь вопрос интерпретации. Так как, если символ того времени объективно преподносился и объясняется его суть, то он мог бы стать свидетельством тоталитаризма, получив известную музейную ценность», — говорит специалист политического отдела Национального управления культурного наследия Алма Каурате.

Для решения проблемы Национальное управление культурного наследия предлагает действовать в случае с памятником Освободителям так же, как и с Угловым домом в Риге (бывшее здание Комитета государственной безопасности СССР — ныне музей КГБ), с Лиепайской тюрьмой в Каросте или Музеем оккупации, используя строение для того, чтобы доносить до общества абсолютно новый посыл.

Однако МИД и эту инициативу не поддерживает. Во внешнеполитическом ведомстве указали, что с интерпретациями надо быть очень осторожными, так как они дают повод для еще более широких дискуссий и возражений, и министерство призывает от этого воздержаться.

Напомним, что это не первая попытка в Латвии снести данный памятник. Как ранее сообщало ИА REGNUM, в сентябре 2016 года Сейм Латвии уже отклонял коллективную заявку на восстановление довоенной площади Победы на месте нынешнего парка Победы в столице Латвии, что предусматривало снос памятника Освободителям Риги от нацистов. Тогда в поддержку инициативы было собрано более 12 000 подписей.

Авторы инициативы Роберт Крастиньш, Эмил Гайлис и Марис Рукс заявляли, что необходимо восстановить важное для латвийской государственности место, подчеркивая, что площадь Победы (Узварас) в столице была названа в честь победы латвийской армии над войсками Бермонта.