На фоне состоявшейся 12 июня встречи лидеров КНДР и США, итогом которой стало довольно общее соглашение, актуален вопрос, зачем глава Белого дома Дональд Трамп вложил столь значительный политический капитал в погоне за корейским миражом тогда, когда он только что отказался от сделки с Ираном, дававшей конкретные преимущества, пишет Мохаммед Айюб в статье для австралийского издания The Strategist.

Автор указывает на то, что дело не только в том, что Трамп пытается поставить крест на достижениях своего предшественника из-за ненависти к Бараку Обаме, как и не стоит считать, что нынешний глава Белого дома просто хочет искупаться в лучах славы собственного «достижения» в отношении Северной Кореи.

Нельзя исключать еще роль соседних стран в этих внешнеполитических событиях. Так, в случае с Ираном против Совместного всеобъемлющего плана действий — подписанной в 2015 году ядерной сделки — выступали два союзника Вашингтона — Израиль и Саудовская Аравия. В Тель-Авиве опасались, что по их ядерной монополии может быть нанесен удар из-за того, что Тегеран по итогам сделки смог бы продолжить разработки ядерного оружия или возобновить обогащение урана на прежнем уровне.

Со своей стороны, Саудовская Аравия, которая продолжает отчаянное соперничество с Ираном в Персидском заливе и на Большом Ближнем Востоке, опасалась ослабления ее позиции в регионе, если Иран не заставить отказаться от потенциала обогащения урана, который неизбежно может быть использован в военных целях.

К мнению Израиля и Саудовской Аравии очень внимательно прислушиваются в США, в том числе в Белом доме и конгрессе. Влияние Тель-Авива во внутренней политике США, а также доминирование Эр-Рияда на нефтяных рынка сказались на предвзятости Трампа по отношению к сделке с Ираном.

В случае же с КНДР ситуация обратная. Так, Южная Корея, которая пострадала бы в наибольшей степени от ядерной войны на полуострове, была заинтересована в сближении Вашингтона и Сеула в еще большей степени, чем администрация Трампа. Президент страны Мун Чжэ Ии дважды встречался с Ким Чен Ыном в преддверии саммита с Трампом, чтобы не дать встрече сорваться из-за безответственных заявлений с обеих сторон.

Он также направил высокопоставленных советников в Вашингтон, чтобы убедить Трампа не сходить с курса. Позитивное отношение Южной Кореи к сделке отчасти зиждилось на озабоченности Мун Чжэ Ина необходимостью снизить стратегическую температуру на полуострове и сократить любые потенциальные угрозы его стране.

Япония и Китай, два других важных государства, находящихся поблизости от Северной Кореи, также были заинтересованы в разрядке напряженности между Пхеньяном и Вашингтоном. Япония обеспокоена тем, что она может стать целью вновь приобретенного ядерного и ракетного потенциала Северной Кореи в случае военного столкновения между США и КНДР. Китай — главный сторонник Северной Кореи в течение длительного времени — также заинтересован в разрядке напряженности на полуострове по двум причинам. Во-первых, Ким Чен Ын слишком неподконтролен для Китая и мог легко затащить весь Восточно-Азиатский регион в противостояние, которого Китаю было бы трудно избежать. Во-вторых, политика Китая действовать как «заклятый друг» США была бы поставлена под угрозу, если напряженность между КНДР и США вышла бы из-под контроля, что привело бы к замедлению экономического роста Китая, а также его потенциального влияния в регионе.

Иными словами, заключает автор, разница между ситуациями вокруг Ирана и Северной Кореи заключается также в региональных факторах, которые объясняют, почему президент Трамп решил действовать в такой короткий период и так противоречиво по отношению к Ирану, с одной стороны, и Северной Корее, с другой.

Напомним, 8 мая президент США Дональд Трамп подписал указ о выходе США из Совместного всеобъемлющего плана действий — соглашения по иранском атому — и повторном введении санкций в отношении Тегерана, действие которых было приостановлено в рамках этого соглашения. Ядерная сделка с Ираном была подписана в 2015 году Тегераном и шестёркой международных посредников (постоянные члены Совета Безопасности ООН — Россия, Великобритания, Франция, Китай и США, а также Германия).

По условиям соглашения, иранская сторона взяла на себя обязательства свернуть свои разработки ядерного оружия, а программы по мирному атому поставить под контроль МАГАТЭ. В свою очередь Запад и ООН обязались снять с Тегерана все экономические, финансовые и политические санкции.