В ходе переговоров президента России Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель, по «Северному потоку — 2» не было достигнуто никаких конкретных договорённостей, что оставляет необходимую свободу действий для Москвы. Об этом 21 мая заявил заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин в эфире передачи «Право голоса» на ТВЦ.

«Хорошо, что мы ничего не подписали. Потому что смысл в них какой?.. А вот когда вступил в силу Турецкий поток — другое дело. Мы же с Меркель Турецкий поток обсуждать не будем? Есть выдающийся султан Эрдоган, которому на всех плевать с пятнадцатого этажа — вот мы с ним этот вопрос и будем обсуждать, и он нам прокачает газ куда угодно», — заявил Платошкин.

Политолог отметил, что заявление Меркель о том, что после строительства «Северного потока» Украина сохранит свою роль в газовом транзите, ничего не говорит о политических решениях, а лишь отражает текущее положение дел в газовой инфраструктуре Европы.

«Это вне зависимости от того, есть у нас «практическое понимание» вопроса или нет — между Чехией и Словакией, так получилось, нету магистрального газопровода. Наш Северный поток ни в Словакию, ни в Южную Европу просто не пройдёт. Поэтому мы будем вынуждены прокачивать пока через Украину — газ для южной Европы», — пояснил он.

В целом Германия крайне заинтересована в проекте, и в существующих обстоятельствах Москва получает более сильную переговорную позицию, чем Берлин — особенно в свете того, что Эрдоган вряд ли окажется простым партнёром для Евросоюза, указал Платошкин.

Северный поток-2 — это 88 млрд кубов в год, которые мы можем теоретически прокачать, и немцам это в большинстве не нужно. Немцы это будут уже прокачивать: 12 млрд в Чехию, 4 млрд в Польшу, 2 млрд кубов в Бельгию — что, кстати, сильно бесит Великобританию. Германия становится газовым хабом — им это очень выгодно. А мы будем разыгрывать госпожу Меркель против Эрдогана — договоритесь с ним! А он уже арестовал немецких граждан, депутатов не пускает — вот и пусть они друг с другом разговаривают», — заключил Платошкин, ссылаясь на события 2017 года, когда германские предприятия, работающие на берегах Босфора, были обвинены в сотрудничестве с террористами, вслед за чем были произведены аресты нескольких десятков человек.

Напомним, после встречи с президентом России Владимиром Путиным канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила о том, что Германия рассматривает «Северный поток — 2» как коммерческий проект. При этом в Германии убеждены, что после строительства «Северного потока — 2» роль Украины как транзитной страны будет сохранена.