Процессы урегулирования кризиса на Корейском полуострове фактически происходят в соответствии с дорожной картой и подходами, предложенными Китаем и Россией, хотя конфликтующие стороны этого публично не признают. «Синьхуа» 26 апреля сообщает, что в интервью агентству об этом заявил руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока (ИДВ) РАН Александр Жебин.

«Хотя непосредственно спорящие стороны не заявляли о поддержке российско-китайской дорожной карты урегулирования, каждая сторона утверждает, что именно их политика привела к положительным результатам, но на практике все пока происходит в соответствии с подходами, предложенными КНР и РФ», — сказал эксперт.

Российско-китайская инициатива предусматривала, с одной стороны, замораживание ракетных и ядерных испытаний КНДР, а с другой — отказ от проведения и сокращение масштабов американо-южнокорейских совместных военных маневров, напомнил Жебин.

«Мы видим, что хотя КНДР официально не заявляла о поддержке российско-китайской дорожной карты, но по факту придерживается первого этапа этой дорожной карты. Американцы и южнокорейцы также перенесли начало своих совместных военно-морских маневров на период после окончания Олимпиады и скорректировали масштабы и направленность этих маневров. То есть первый этап дорожной карты можно считать фактически реализованным», — констатировал ученый.

«Второй этап предусматривал возобновление двусторонних контактов между участниками урегулирования. Мы видим, что такие контакты начались, — добавил Жебин. — Межкорейский саммит может состояться уже на этой неделе. Объявлено о возможности встречи Ким Чен Ына и Дональда Трампа. Так что и второй этап дорожной карты фактически находится в стадии реализации».

Межкорейский саммит может существенно снизить напряженность на Корейском полуострове, полагает ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН Константин Асмолов. «Однако остается вопрос, насколько это тактическое потепление перерастет в стратегическое», — оговаривается он.

«Если на двух предстоящих саммитах будут достигнуты конкретные результаты, которые приведут к снижению военной угрозы на полуострове, определенной нормализации межкорейских и американо-северокорейских отношений, то есть все основания полагать, что можно будет перейти и к третьему этапу российско-китайского плана, а именно — к выработке нового механизма безопасности в Северо-Восточной Азии на многосторонней основе», — подчеркнул эксперт.