Руководство Коммунистической партии Китая предложило вычеркнуть из конституции слова об ограничении количества сроков для председателя КНР, что открывает возможность Си Цзиньпину для неограниченного по времени правления — и такая перспектива позитивно отразится на российской экономике, поскольку создаст прочную основу для долгосрочного и устойчивого партнёрства между двумя странами. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 27 февраля заявил президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Монкевич.

«За период пребывания Председателя КНР Си Цзиньпина на посту он зарекомендовал себя как последовательный сторонник как экономического, так и политического сотрудничества с Россией. И с точки зрения двустороннего сотрудничества для нас это позитивная новость», — заявил Монкевич.

«В экономическом плане мы сейчас видим беспрецедентную активизацию в отношениях России и Китая. Именно при Си Цзиньпине российская экономика начала разворот на восточное направление, и лидер КНР поддержал эти инициативы. Между ним и Владимиром Путиным существуют личные отношения, которые крайне важны для долгосрочного и устойчивого партнёрства», — подчеркнул он.

Эксперт напомнил, что за последние годы был заключен важнейший газовый контракт, реализуются крупные совместные инфраструктурные проекты, усилилось инвестиционное взаимодействие, в частности это проект Ямал СПГ, покупки компанией «Хуасинь» пакетов акций в ПАО «Роснефть» и в En+.

«Китай сейчас является ключевым торговым партнером РФ, и его доля во внешнеторговом обороте РФ только растёт — с 9,5% в 2012 году она увеличилась до 14,9% по итогам прошлого года. Более того, на межправительственном уровне поставлена задача по наращиванию двустороннего товарооборота до уровня в 200 млрд в долларовом эквиваленте к 2025 году — а по итогам 2017 года показатель составил 84 млрд. Сохранение этих тенденций на долгосрочной основе создаёт платформу стабильности для России на важнейшем восточном направлении», —отметил президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей.

При этом благоприятные перспективы для российских предпринимателей открывает и изменение макроэкономической ситуации в Китае: в настоящее время в КНР активно растёт средний класс, повышаются запросы потребителей, и в том числе увеличивается также себестоимость производства.

«Китай уже далеко не во всех сферах конкурентоспособен по стоимости рабочей силы и созданию добавленной стоимости. Все эти тенденции создают хорошие перспективы для российских экспортёров — отечественные товары становятся востребованными и конкурентоспособными на объёмном китайском рынке. Учитывая политику РФ и КНР по наращиванию двустороннего товарооборота, можно ожидать значительного роста несырьевого экспорта из России в Китай. При Си Цзиньпине эти тенденции должны сохранится, что позитивно отразится на российской экономике», — считает Монкевич.

Наконец, огромную роль для России будет иметь и сохранение в Китае внешнеполитической линии, которая направлена на минимизацию влияния США на его внутреннюю и внешнюю политику.

«Достаточно вспомнить шаги по интернационализации юаня, запуск глобального проекта «Один Пояс — Один Путь», сопоставимого по своему масштабу с планом Маршалла, роль в становлении альтернативных финансовых институтов — Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития БРИКС. И поэтому в геополитических вопросах позиция Китая во многом совпадает с российской. Таким образом, при сохранении стабильности политического курса КНР, РФ сохранит важнейшего союзника, а мир сохранит биполярную систему», — полагает Монкевич.

Напомним, что ранее Центральный комитет Коммунистической партия Китая (ЦК КПК) огласил предложения поправок в конституцию страны, которые планируется внедрить уже в марте 2018 года. Поправки упразднят формулировки в конституции о том, что председатель КНР и вице-председатель КНР «должны занимать свои должности не более двух сроков подряд», обяжут государственных деятелей давать присягу верности конституции при зачислении на государственную службу, а также выделят дисциплинарную надзорную комиссию в новый государственный орган.