Территориальные претензии президента Азербайджана в отношении столицы Армении Еревана — бред, но в условиях молчания Европы такие недоразумения могут иметь очень серьёзные последствия. Об этом 17 февраля, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, заявил президент Армении Серж Саргсян.

Серж Саргсян
Серж Саргсян
president.am

«В 70-ых годах прошлого века стартовал Хельсинкский процесс, целью которого было укрепление в Европе безопасности и сотрудничества. Думаю, что он был обещанием согласия, достойного и равноправного сосуществования — это и сегодня продолжает оставаться актуальным.

Вопиющим попранием духа Хельсинки является позиция Азербайджана по проблеме Нагорного Карабаха. Это особенно очевидно в стартовавший в соседней стране предвыборный период. Президент Алиев предъявляет ни больше, ни меньше как территориальные претензии в отношении столицы Армении Еревана, называя её исторической азербайджанской территорией. Бред, конечно, но в условиях молчания Европы такие недоразумения могут иметь очень серьёзные последствия.

Проблема Нагорного Карабаха должна решиться как можно быстрее, мирным путём. В этом вопросе нам содействуют страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ — Президенты Российской Федерации, Франции и Соединённых Штатов Америки. В основе ведущегося ими мирного процесса заложены три принципа международного права: неприменение силы и угрозы силой, равноправия народов и права на самоопределение и территориально целостности. Европейский союз в свою очередь многократно подтверждал, что поддерживает усилия и предложения сопредседателей», — сказал Саргсян.

По его словам, усилия, направленные на разрешение нагорно-карабахской проблемы, могут служить примером того, как Россия, ЕС и США могут позитивно сопоставлять свои позиции во имя международного мира и безопасности.

Говоря об армяно-турецких отношениях Саргсян напомнил, что Турция продолжает держать закрытой границу с Арменией.

Он уверил, что Армения сделала всё для преодоления этой ситуации.

«Стартовавший по моей инициативе процесс урегулирования отношений между Арменией и Турцией мог создать новые возможности как для наших двух стран, так и для всего региона. Тем не менее, подписанные в 2009 году между Арменией и Турцией протоколы так и остались на бумаге. Турция не только не ратифицировала их, но и выдвинула не имеющие ничего общего с протоколами предварительные условия. Это было ни чем иным, чем провал исторической возможности.

Мешает ли Азербайджан Турции в вопросе установления отношений с Арменией, как нас многие пытаются убедить. Нет. Основное препятствие — отсутствие политической воли у лидеров Турции. Думаю, вы представляете, что очень и очень многие представители армянской диаспоры были не так уж счастливы этому нашему решению. Это было естественно, поскольку они потомки тех, кто пережил геноцид и подвергся изгнанию с родины. Я объездил весь мир, встретился с нашими сёстрами и братьями из диаспоры — община за общиной, обсудил с ними эту чрезвычайно чувствительную проблему.

Разве руководители Турции проявили подобную политическую волю, разве они каким-либо образом позаботились о подписанных ими же самими документах. Мы не можем вечно ждать ответных шагов Турции.

По протоколам велись переговоры, исходя из существовавших условий. Если Турция хочет дождаться других условий и после этого ратифицировать протоколы, она глубоко ошибается. В новых условиях должны вестись переговоры по новому документу. Армения не говорит на языке предусловий, но и не примет со стороны кого бы то ни было выдвижение предусловий», — сказал президент Армении.