Главная проблема российского правительства заключается не в недостатке финансовых средств, а в неумелом распоряжении ими. Об этом 6 декабря заявил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв в эфире передачи «Право голоса» на ТВЦ.

«Есть очень хорошая поговорка: человеку денег никогда не хватает — надо чтобы деньгам хватало человека. Дело не в том, что нам не хватает денег на материнский капитал — у нас вообще-то деньги есть. Вопрос в том, за что нужно платить сейчас, а за что нужно платить потом», — заявил Журавлёв.

По его словам, в новом политическом цикле население будет ожидать от президента России конкретных решений, направленных непосредственно на повышение качества жизни рядовых граждан — люди всё в меньшей степени ориентируется на абстрактные победные реляции про рост экономики или иные показатели, не связанные непосредственно с ежедневным опытом граждан.

«Очень правильный основной тезис — то, что повышает уровень жизни человека, то и нужно делать. В этом смысле президентские заявления абсолютно верны — этот материнский капитал. И деньги найдутся», — указал он.

При этом деньги можно будет найти не только ликвидацией неэффективных мегапроектов — но и благодаря росту обострения внешнеполитической ситуации, указал он.

«Я боюсь, что теперь завозить капиталы начнут обратно в Россию. Чем дальше, тем больше я слышу о том, что наши западные коллеги всё больше у наших бизнесменов спрашивают, откуда они взяли деньги, которые туда привезли. На Западе рассматривают это как средство дестабилизации, но боюсь, эффект как раз будет обратный — и это хорошо», — считает Журавлёв.

Несмотря на то, что российские экспортёры капитала уже сталкивались, например, с попыткой «стрижки купонов» с их средств на том же Кипре, именно сейчас происходит переломный момент: хотя в России по-прежнему нет гарантий сохранения «офшорных капиталов», зато на Западе появилась надёжная гарантия изъятия накопленных средств.

«Психология этой группы, сложившейся давно — не сегодня и не вчера, — исходит из того, что они «над законом». Мол, даже американские законы повлияют на соседа, но не на меня. Вся вот эта бизнес-элита 1990-ых живёт исходя из того, что закон не для них. Но теперь, наконец, появилась гарантия особого рода — появилась гарантия, что их деньги точно отнимут там, на Западе. Хотя и не возникло уверенности, что не отнимут здесь», — заявил эксперт.

«Если та наша паразитарная аристократия вынуждена будет держать деньги здесь, она вынуждена будет задуматься о том, что здесь происходит! Она будет привязана к собственной стране. Не то чтоб она станет лучше или благороднее — это будут всё те же люди, — просто им некуда будет деваться. Собственно, похожее уже происходило и в США в определённый исторический период. Когда некуда вложить, кроме как в работу — приходится работать», — пояснил Журавлёв.