Литва может не договориться с Латвией и Эстонией о выходе из единого постсоветского энергокольца БРЭЛЛ, считают в парламенте страны. Об этом сегодня, 8 сентября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«События складываются так, что Литве приходится готовиться к плану «Б» — синхронизации с континентальными сетями Европы — самостоятельно, не привязываясь к планам Латвии и Эстонии в сфере энергетики», — утверждает председатель парламентской комиссии по энергетике Виргилиюс Подярис.

Сегодняшняя геополитическая ситуация, по его словам, побуждает предпринять активные действия, чтобы гарантировать интеграцию литовской энергетики в ЕС и таким образом «защититься от непрогнозируемого влияния восточных соседей на экономику и безопасность нашей страны».

«Последствия дальнейшего пребывания в управляемом Москвой кольце передачи электроэнергии БРЭЛЛ мы должны оценивать уже только потому, что, не считаясь с мнением нашей страны и игнорируя безопасность жителей, Белоруссия и Россия реализуют проект АЭС недалеко от Вильнюса», — добавил политик. По его словам, Литва сегодня находится в синхронной электросистеме и в плане принятия решений полностью зависит от России, «а она может в любой момент использовать поставку электричества в качестве инструмента экономического влияния или даже социально-политического шантажа».

По мнению Подяриса, оптимальным вариантом синхронизации литовской энергетики была бы Польша. Это якобы подтвердили и выводы исследования, проведенного Объединенным центром исследований Еврокомиссии. Тем более что сейчас такому проекту должна придать ускорение поддержка Польши в синхронизации электросетей с Западной Европой через уже действующее электросоединение. Такой поддержкой премьер Саулюс Сквернялис заручился на встрече с премьером Польши Беатой Шидло.

«Сейчас настало время реальных действий, и я как председатель парламентской комиссии по энергетике поощрял бы и поддерживал бы правительство Литвы и министерство энергетики в подготовке практических предпосылок для отключения энергетической системы страны от российского регулирования и ее синхронизации с Западной Европой», — заключил Подярис.