Сейм Литвы в первом чтении принял поправки к закону об алкоголе, в которых предлагаются значительные ограничения, уже названные «сухим законом», сообщили ИА REGNUM сегодня, 26 мая, в парламенте.

Более короткое время продажи алкоголя в магазинах, повышение возрастного ценза, однозначный запрет рекламы алкоголя — это комплексные сбалансированные меры по сокращению потребления алкоголя, уверены инициаторы антиалкогольной кампании — партия «Союз крестьян и зелёных Литвы».

Жители Литвы потребляют намного больше алкоголя, чем жители других стран Европы, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) также назвала Литву самой проблемной страной в этой сфере. По новейшим данным ВОЗ, литовцы в среднем потребляют больше всего алкоголя в мире — в 2016 году на одного взрослого человека в среднем приходилось 16 литров чистого алкоголя. Кроме того, страна попадает в десятку государств, где фиксируется больше всего случаев цирроза печени, и в четверку стран, где больше всего случаев рака, связанных с потреблением алкоголя. В то время как в других государствах потребление алкоголя сокращается, в группе стран, которой принадлежит Литва, показатели алкоголизма стабильны или даже растут. Кроме того, в Литве особенно высокая смертность среди мужчин в возрасте 30−69 лет.

По словам старосты фракции Союза крестьян и зеленых Литвы Рамунаса Карбаускиса, снижение доступа к алкоголю — приоритетная работа, несмотря на разные попытки преградить этому путь. Политика контроля над алкоголем должна основываться на предпосылке, что вредное потребление алкоголя наносит значительно больший социальный вред, чем это может показаться с первого взгляда, а здоровье и благополучие людей важнее экономических факторов.

«В стране, которая лидирует в мире по потреблению алкоголя, необходимо предпринять безотлагательные действия. Доказано, что самые эффективные меры в борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя и наносимым им вредом — снижение доступности алкоголя, контроль над маркетингом и рекламой, ценовая политика. Мы это и делаем. Предложения рациональные, ориентированные на молодое поколение, чтобы оно было защищено от потребления алкоголя, меры — обдуманные, проверенные и приносящие желаемый эффект. Этот вопрос не политики, а качества жизни наших людей», — говорит Карбаускис.

Время продажи алкоголя уже было ограничено несколько лет назад. В новых поправках предлагается это время сократить еще больше и разрешить торговлю алкоголем с понедельника по субботу с 10:00 до 20:00, а по воскресеньям — с 10:00 до 15:00. Между тем порядок продажи алкоголя в заведениях общепита не изменится. Подчёркивается, что, как и раньше, по вечерам и ночам будет запрещено выносить алкоголь из заведений общепита.

Одна из самых серьезных проблем, связанных с алкоголем, заключается в том, что люди начинают его употреблять в очень раннем возрасте, это часто приводит к зависимости, вызывает различные проблемы со здоровьем, повышает уровень преступности молодых людей, насилие. Поэтому возрастной ценз повышается до 20 лет. Это означает, что будет запрещено продавать алкоголь лицам младше 20 лет, а они в свою очередь не смогут потреблять алкоголь или носить его с собой, отмечают правящие аграрии.

Отныне муниципальные учреждения будут вправе сами решать вопрос торговли алкоголем во время массовых мероприятий. У самоуправлений также будет право ограничить время продажи алкоголем, устанавливать конкретные территории, где можно будет торговать алкоголем во время общественных мероприятий и потреблять его. Не будет запрещено на массовых мероприятиях устанавливать зоны, доступ к которым ограничивается и где продаются слабые алкогольные напитки до 7,5 градуса. Организаторы мероприятия будут обязаны позаботится о том, чтобы в упомянутые зоны не попали лица младше 20 лет.

Предлагается запретить торговлю алкоголем и его потребление во время всех спортивных мероприятий. Нельзя будет торговать алкоголем в нестационарных уличные кафе и павильонах, продавцы будут иметь право требовать документ у всех покупателей алкоголя, а если возникнуть сомнения, что лицо младше 25 лет, будут обязаны просить документ, удостоверяющий личность.

С помощью новых поправок планируется полностью запретить рекламу алкоголя. Рекламой не будут считаться названия предприятия, торгующих алкоголем, логотипы или торговые знаки конкретных напитков.