Тема двойного гражданства, которое в Литве запрещено Конституцией, после решения Соединённого королевства покинуть ЕС остаётся для официального Вильнюса едва ли не самой большой головной болью, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 12 мая. В Сейме были предприняты попытки изменить закон о гражданстве — предоставить литовцам, проживающим в странах ЕС и НАТО, право на него.

Некоторые политики предлагают решить вопрос двойного гражданства путем референдума, но эта инициатива не получила поддержку.

«Литва выросла из своей одежды, Литва стала глобальной, и нужно искать новые решения, как объединить глобальную Литву ради интереса нашей страны, и либералы предложили провести референдум. (…) Тогда эта идея была отклонена, сейчас мы пытаемся решить вопрос через закон. По сути, что касается предложения законом разрешить гражданам стран ЕС и НАТО или литовцам, проживающим в этих странах, получить двойное гражданство, так дети уже могут, но все, кто уехал после 1990 года и достигли совершеннолетия, сейчас не могут получить двойное гражданство», — рассказал член Сейма либерал Симонас Гентвилас.

Другой представитель оппозиции консерватор Габриэлюс Ландсбергис считает, что для того, чтобы закон был принят, нужно было предпринимать более решительные действия.

«Сейм очень ясно сказал — 114 подписей под законопроектом. Это был твердый первый шаг, я только могу сожалеть о том, что проект далеко не ушел. Парламентский Комитет по праву и правопорядку побоялся этот закон рассматривать в Сейме, испугался дискуссий и возможного дальнейшего решения, и было сразу решено обратиться в Конституционный суд для разъяснения, так что тому комитету, по моему мнению, не хватило смелости идти дальше», — сказал Ландсбергис.

Премьер Саулюс Сквернялис утверждает, что нужно до конца выяснить, есть ли возможность узаконить двойное гражданство без изменения Конституции.

«Вы, наверное, видите, каковы ожидания наших жителей, которые уехали, и сейчас у них дилемма, отказаться от гражданства или пытаться сохранить. Мне кажется, что это большая роскошь разбрасываться гражданами, поэтому мы должны принять такие решения», — сказал премьер.

Политики не скрывают, что такие меры их заставляет предпринять выход Великобритании из ЕС — Brexit.

«Что конкретно подтолкнуло к большим дискуссиям, так это Brexit, не нужно скрывать, ну и высказывания премьера Британии о том, что те люди, которые там живут, должны обращаться и получить статус гражданства, статус гражданина, жителя для того, чтобы сохранить свои социальные гарантии, в таком случае, согласно ныне действующему порядку, они не смогут сохранить гражданство Литвы. И это беспокоит не только меня, потому что мы сразу потеряем большую часть своих граждан, и если мы говорим о том, что миграция — это большая беда, большая проблема, то нужно, чтобы все литовское сообщество сплотилось во всем мире, мы должны решить эту проблему», — пояснил Ландсбергис.

Бывший судья Конституционного суда Витаутас Синкявичюс уверен, что законом разрешить двойное гражданство невозможно, единственный способ — изменить Конституцию.

«Члены Сейма мотивируют поправки к закону о гражданстве тем, что очень изменились обстоятельства тех пор, как создавалась Конституция, когда было решено, что Конституционный суд поясняет свои прежние постановления, и сейчас можно спросить у Конституционного суда, на самом ли деле изменились обстоятельства. Литва является членом ЕС, НАТО, очень высокий уровень эмиграции, растет число смешанных браков, рождаются дети, приобретают гражданства нескольких стран — позволяют ли эти обстоятельства объяснить 12 статью Конституции, позволяет ли это иначе понимать прежние объяснения суда», — сказал бывший судья Конституционного суда.

В свою очередь, Сквернялис убежден, что доктрина Конституционного суда должна быть изменена: «Что пытаются сказать, — что доктрина Конституционного суда постоянна. Но она может меняться, это предусмотрено, я считаю, что обстоятельства изменились, когда принималась Конституция, когда появились объяснения, была совсем другая геополитическая ситуация, в конце концов, мы не были членом ни ЕС, ни НАТО».

Синкявичюс согласен с тем, что доктрину Конституционного суда можно изменить, но для этого нужно веское основание и конкретные обстоятельства. Он не согласен с тем, что можно сказать, будто с 2006 года обстоятельства изменились кардинально:

«Доктрину можно изменить, Конституционный суд множество раз менял свою доктрину по разным вопросам, но только когда для этого есть конституционное основание. Так какие новые обстоятельства появились с 2006 года? Никакие новые обстоятельства, по сути, не появились, за исключением того, что еще больше жителей уехали из Литвы, и Великобритания выходит из ЕС. Так неужели 12 статья нашей Конституции зависит от того, выходит Великобритания из ЕС или нет? Ну, у меня нет такой фантазии, как у членов Сейма».

Еще один способ выхода из ситуации предлагает общественный деятель Дарюс Куолис, который утверждает, что этот вопрос нужно решать, изменив другую статью Конституции.

«Я считаю, что Конституционный суд много лет назад совершил ошибку, и сейчас было бы правильным эту ошибку исправить. Профессор Эгидиюс Шилейкус, который тогда являлся не членом Конституционного суда, а свободным академиком, предлагал выход — Сейм просто должен взять и дополнить другую статью Конституции установкой, которая есть в Конституциях некоторых других стран — ни у кого из граждан, которые родились в Литве, нельзя отнять гражданство против их воли. Так что если нынешний Сейм, который топчется на месте, в один день говорит одно, в другой день — другое, взял бы и вернулся к предложению Шилейкуса и реализовал бы его, я считаю, это был бы рациональный и очень нужный нашему народу шаг», — сказал Куолис.

Но Сквернялис говорит, что такое предложение антиконституционное, потому что более поздние статьи не могут противоречить установкам первой главы, которые можно изменить только путем референдума. Обозреватели критикуют и Синкявичюса, так как он был судьей Конституционного суда, когда было принято решение в деле о гражданстве, и говорят, что он просто упорно защищает свое собственное решение.

Социологи утверждают, что люди высказываются за двойное гражданство. «На прошлой неделе мы проводили опрос — 63% «за» и 10% «против», у других нет мнения, но большинство «за». И это не только наши опросы, это результаты и других исследовательских центров, которые были получены 2, 3 года назад. Люди склонны одобрить двойное гражданство», — сказал социолог Владас Гайдис.

По словам социологов, хотя за двойное гражданство в основном выступают молодые люди, его одобряют и люди пенсионного возраста.

В Великобритании по разным данным проживает около 200 тыс. литовцев. В самой Литве население составляет примерно 2,8 млн человек.