Эстония последовательно либерализовала законодательство в сфере привлечения иностранной квалифицированной рабочей силы, практически ежегодно меняя закон «Об иностранцах». Об этом ИА REGNUM сегодня, 5 апреля, сообщили в Торгово-промышленной палате Эстонии KODA, предоставив обзор последних законодательных изменений. Представители бизнес-сообщества признают, что правительство в целом идет навстречу предложениям сообщества в данной сфере, которая претерпела с момента вступления страны в ЕС, Шенгенское пространство и зону евро кардинальные изменения.

Впервые министерство внутренних дел совместно с другими министерствами и социальными партнерами Эстонии инициировало внесение поправок в закон «Об иностранцах» в 2013 году, в январе 2016 года вступили в силу новые поправки второго этапа. Учитывая постоянно изменяющуюся среду и проистекающие из этого новые потребности, принимая во внимание цели, приведенные в различных государственных программах развития, был разработан и третий этап поправок.

Сообщается, что новый пакет поправок к закону «Об иностранцах» вступил в силу 17 января 2017 года. Он предусматривает содействие и упрощение временного пребывания, проживания и работы в Эстонии квалифицированных специалистов. Поправки, с одной стороны, обеспечивают иностранцам гибкий доступ к эстонскому рынку труда и предпринимательства, с другой — минимизируют возможные риски, связанные с видами на жительство. Кроме того, во внутреннее право были перенесены директивы Европейского союза относительно сезонных работников и работников, переводимых в рамках внутрикорпоративного перевода одной фирмы в рамках Евросоюза.

Так, если раньше краткосрочная работа без вида на жительство разрешалась только в определенных, строго оговариваемых случаях, то поправки позволяют регистрировать краткосрочную работу на разных должностях и в разных секторах. Также удлинен максимальный период краткосрочной работы в Эстонии — с прежних шести месяцев в год до девяти. При этом регистрация краткосрочной работы не требуется, если ее продолжительность составляет до пяти дней в течение 30 дней.

Также изменились основания для отказа в регистрации краткосрочной работы и аннулирования регистрации. Если раньше основания для отказа и аннулирования создавали больше пространства для административных органов, то теперь создан специальный перечень причин, что позволяет лучше учитывать специфическую ситуацию работодателя и иностранца.

Изменились требования к заработной плате, выплачиваемой иностранцу. Вместо прежнего произведения средней заработной платы и коэффициента 1,24 теперь иностранцу, работающему на основании вида на жительство, предоставленного для работы, нужно платить заработную плату, как минимум равную средней брутто-зарплате по Эстонии (1182 евро — данные четвертого квартала 2016 года).

Важным изменением, касающимся видов на жительство, является внедрение принципов контроля за получившим вид на жительство лицом в качестве обязательного условия продления вида на жительство. Теперь государство будет пристальнее следить за тем, поселился ли человек в Эстонии и отвечает ли его деятельность условиям и цели получения вида на жительство. В связи с переносом фокуса на последующий контроль увеличатся сроки действия видов на жительство. Обычно первичный вид на жительство дается на 5 лет, этот срок будет увеличен до 10 лет. Планируется, что соответствующие изменения вступят в силу 1 октября 2017 года.

В положения, связанные с долгосрочной визой, было внесено несколько поправок. С 2017 года появилась возможность предоставлять долгосрочную визу со сроком пребывания вместо прежних 180 дней до 365 дней в течение двенадцати месяцев подряд. При этом весь период пребывания на основании долгосрочной визы не должен превышать 548 дней в течение 730 дней подряд, если международный договор не предусматривает иначе.

Определены категории рабочих должностей и сферы применения, в отношении которых действуют привилегии, разрешается работать на протяжении всего срока их пребывания. К таким отнесены: работа учителем в учебном заведении или преподавателем в высшем учебном заведении, научная деятельность, работа специалистом высокой квалификации, работа в стартапе.

Становятся более гибкими связанные с трудовой миграцией процессуальные процедуры, что позволяет менять место работы у одного и того же работодателя без обязанности иностранца ходатайствовать о новом виде на жительство для работы или разрешении Эстонской кассы страхования от безработицы.

В отношении стартапов сообщается, что при обращении с ходатайством о виде на жительство для предпринимательства стартаперы не должны выполнять требование инвестирования, а при найме иностранной рабочей силы стартапы освобождены от установленного законом «Об иностранцах» критерия заработной платы. Также для стартапов действует послабление в отношении с ходатайством о разрешении Кассы страхования от безработицы. При обращении с ходатайством о предоставлении визы для стартаперов действует требование меньшего дохода — он должен быть равен ставке прожиточного минимума на каждый месяц пребывания в Эстонии.

Кроме того, поправки дают возможность предоставления временного вида на жительство крупным инвесторам. Такими считаются иностранцы, которые сделали прямую инвестицию в размере не менее одного миллиона евро в эстонское коммерческое объединение, инвестирующее средства главным образом в эстонскую экономику, или в инвестиционный фонд страны. Для предоставления вида на жительство такому крупному инвестору не требуется, чтобы у него было реальное место жительства в Эстонии и чтобы он регистрировал свое место жительства в эстонском Регистре народонаселения. Также создаются условия, способствующие переезду членов семьи крупного инвестора вместе с ним в Эстонию: от супруга/супруги инвестора также не требуется проживать в Эстонии и регистрироваться здесь.

Поправки упразднили требование, согласно которому супруг иностранца, о временном виде на жительство для переезда к которому ходатайствуют, должен прожить в Эстонии на основании вида на жительство как минимум два года. Однако сохранено требование, по которому если иностранец ходатайствует о переезде к живущему в Эстонии супругу, то у супруга должно быть зарегистрированное место жительства и реальное жилое помещение в стране.

Напомним, по данным Департамента статистики, на 1 января 2017 года в Эстонии на постоянной основе проживало 1 317 800 человек, что на 1850 человек больше, чем в январе 2016 года. Основной прирост населения был обеспечен за счет заметного превышения числа иммигрантов Эстонии над эмигрантами — на 3220. В 2016 году в Эстонию на ПМЖ прибыло 9100 человек, а убыло — 5800 человек. В департаменте при этом признали возможные неточности по статистике эмигрантов и иммигрантов.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, с 18 января 2017 года в Эстонии отменено требование обязательной регистрации в Департаменте полиции и погранохраны в случае отсутствия в стране в течение более чем 183 дней. Изменения закона объясняются тем, что в настоящее время выросла мобильность людей, работающим иностранцам приходится все чаще выезжать из Эстонии по работе или на обучение. Обязанность регистрировать их отсутствие в Эстонии создает лишнюю бюрократию и признана нецелесообразной.