Украине необходимо выполнить политическую часть Минских соглашений, в частности предоставить отдельным регионам Донбасса особый статус. Как сообщает 29 марта пресс-служба Совмина ДНР, об этом заявил глава МИД ДНР Наталья Никонорова, комментируя итоги сегодняшних переговоров в Минске.

«Обязательство Киева закрепить особый статус на постоянной основе, в том числе и на конституционном уровне, было установлено Протоколом по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы еще в сентябре 2014 года. Верховная рада Украины, имитируя выполнение данного Протокола, в срочном порядке приняла Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который тогда так и не вступил в силу. 12 февраля 2015 года Комплексом мер по выполнению минских соглашений был указан четкий срок определения территорий, на которые распространяется Закон об особом статусе для его незамедлительного запуска. Однако Украина в марте 2015 года в одностороннем порядке без предварительного обсуждения внесла в данный закон изменения, согласно которым особый статус отдельных районов вступает в силу только после проведения местных выборов на этих территориях. Таким образом, закон не действовал ни одного дня, а принятие Киевом изменений, заблокировавших его, выступает прямым нарушением взятых на себя обязательств», — сказала Никонорова.

По ее словам, украинская сторона хочет изменить минский формат переговоров по ситуации в Донбассе. «Украина и сегодня продолжает уклоняться не только от выполнения Комплекса мер и введения в действие Закона об особом статусе наших территорий, но и от обсуждения компромиссного механизма вступления в силу данного закона, предложенного господином Штайнмайером. Несмотря на то, что лидеры стран-гарантов уже неоднократно подтверждали одобрение данного механизма для предоставления Донбассу особого статуса на постоянной основе, Киев продолжает саботаж обсуждения этого вопроса. Украинские представители используют различные инструменты для уклонения от конструктивного диалога, в частности, ссылаясь на необходимость консультаций «в других форматах», отказываясь предоставить свою официальную позицию по переговорам. Украинские представители последовательно игнорируют все наши призывы зафиксировать итоги заседаний и позиции сторон по порядку предоставления особого статуса нашим территориям», — отметила Никонорова.

Она призвала Германию, Францию и Россию оказать давление на официальный Киев в вопросе выполнения Минских соглашений. «Все эти действия украинской стороны привели к тому, что уже более двух лет мы все еще далеки даже от начала реализации документов, подписанных в Минске. Мы искренне обеспокоены отсутствием реакции мирового сообщества на такие действия со стороны Украины по затягиванию переговорного процесса и выполнения Комплекса мер. Желая урегулировать конфликт мирным дипломатическим путем и во исполнение Минских соглашений, мы обращаемся к международному сообществу и в частности к лидерам стран-гарантов минских соглашений. Мы призываем незамедлительно обратить внимание на сложившуюся в переговорном процессе ситуацию и принять все необходимые меры для оказания давления на Киев с целью скорейшей, буквальной и полной реализации Комплекса мер, как единственной и безальтернативной программы мирного урегулирования ситуации в Донбассе», — подчеркнула Никонорова.

При этом помощник полномочного представителя ДНР на переговорах Трехсторонней контактной группы по мирному урегулированию конфликта в Донбассе (ТКГ), председателя Народного совета ДНР Дениса Пушилина Виктория Талакина отметила, что гуманитарная подгруппа ТКГ все еще прорабатывает детали проведения обмена всех идентифицированных заложников.

По ее словам, на данный момент осуществляется сбор и обработка информации о статусе пленных, обсуждается необходимость разработки механизма возврата документов. При этом говорить о конкретных результатах или датах проведения обмена пока рано.

Также Уполномоченный по правам человека в ДНР Дарья Морозова считает, что предложенный Организацией Объединенных Наций механизм по освобождению пленных нуждается в доработке.

«Несколько пунктов в механизме, который предлагает ООН, необходимо уточнить. Третий пункт — это полный опрос лиц, лишенных свободы. Также необходимо учитывать, что неохваченными остается порядка 300 человек, которые условно уже на свободе, но при этом они не могут пересечь линию разграничения. Пятый пункт, это поэтапный подход. Необходимо более детально прописать временные сроки», — цитирует Морозову пресс-служба аппарата омбудсмена.

По мнению омбудсмена, существует необходимость охватить процессом верификации лишь тех, кто отказывается от обмена пленными и пересечения ими линии разграничения, а не всех заключенных.

Также полномочный представитель ЛНР на переговорах ТКГ в Минске Владислав Дейнего отметил необходимость принятия регламента работы Трехсторонней контактной группы.

«Работа Контактной группы значительно затрудняется из-за отсутствия регламента работы, который должен полностью урегулировать вопросы организации деятельности и самой Контактной группы, и рабочих подгрупп. Сегодня этот вопрос регулируется неформальным «образом действий» от координатора, однако он не закрывает ряд ключевых моментов. Так, нормы по фиксации (протоколированию) встреч и письменному оформлению принятых решений и ответственность за отказ от выполнения должны исключить возможность вольной трактовки и ухода от взятых на себя обязательств. Украинская сторона уже несколько раз использовала эти проблемы для отказа от принятых ранее консенсусных решений по ряду вопросов политического урегулирования конфликта. И сейчас подгруппа по политическим вопросам не топталась бы вокруг возможности включения в повестку дня обсуждения «формулы Штайнмайера» (что происходит, практически, на протяжении полугода), а дала бы реальные политические основы закрепления и развития результатов договоренностей, достигнутых в подгруппе по вопросам безопасности, которые, без политических шагов, не имеют перспектив и со временем сходят на нет», — говорится в заявлении Дейнего.

Он сообщил, что украинская сторона отказывается рассматривать вопрос регламента ТКГ. «Очевидно, что украинской стороне крайне невыгодны четкие правила участия в переговорах, и она будет продолжать попытки блокирования принятия регламента. Однако мы сохраняем надежду, что при поддержке ОБСЕ и Российской Федерации очередная встреча в Минске будет более продуктивной в части продвижения по вопросу регламента работы», — добавил Дейнего.

В то же время представитель ЛНР в рабочей подгруппе по гуманитарным вопросам ТКГ, руководитель рабочей группы по обмену военнопленных ЛНР Ольга Кобцева заявила, что участники гуманитарной подгруппы выработали альтернативный механизм обмена удерживаемых лиц с учетом пленных, которые отказываются возвращаться на Украину и в Донбасс соответственно.

«На заседании группы удалось рассмотреть все вопросы повестки дня. В частности обсуждали ситуацию с удерживаемыми лицами, которые отказались участвовать в обмене, в том числе при посредничестве представителей комиссариата ООН по правам человека. Был выработан альтернативный механизм по обмену, и в настоящее время продолжается работа над согласованием списков… На следующее заседание группы приглашены представители МККК (Международного Комитета Красного Креста) для информирования по вопросам восстановления моста через Северский Донец у Станицы Луганской и обсуждения вопроса, касающегося без вести пропавших лиц», — рассказала Кобцева.

При этом представитель ЛНР в политической подгруппе ТКГ Родион Мирошник обвинил украинскую сторону в нежелании предоставлять ЛНР особый статус до выполнения первого пункта минских соглашений — прекращение боевых действий.

«Своими действиями в Контактной группе Киев работает на замораживание конфликта и отталкивает республики Донбасса. Представители Киева снова отказались рассматривать механизм вступления в силу «особого статуса», гарантированного Минскими соглашениями, так называемую «формулу Штайнмайера», — уточнил Мирошник.

Напомним, предложенная в конце 2015 года главой МИД Германии Франк-Вальтером Штайнмайером формула урегулирования конфликта в Донбассе предполагает введение в действие украинского закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на временной основе в день проведения местных выборов в Донбассе и на постоянной основе — после опубликования отчета ОБСЕ об их итогах.

Как сообщало ИА REGNUM, 28 марта представитель Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию конфликта в Донбассе, первый вице-спикер Рады Ирина Геращенко заявила, что в заложниках ДНР и ЛНР остаются 118 украинских силовиков и гражданских.

«Поверьте, мы, украинская сторона, идем на очень серьезные компромиссы и готовы к важным шагам только для того, чтобы вытянуть наших ребят. К сожалению, их количество увеличивается — 118, и за счет военных, и за счет гражданских увеличивается», — подчеркнула Геращенко.

Она поддержала идею привлечь ООН к фиксации свидетельств заложников, которые отказываются возвращаться в ДНР или Украину.

«К сожалению, мы видим торможение процесса освобождения заложников. Это все требует очень серьезной реакции мира ‑ и стран «нормандского формата», и США, и ЕС. Завтра в Минске пройдет встреча всех четырех подгрупп — гуманитарной, политической, экономической и по безопасности. В гуманитарной подгруппе мы находимся на том этапе, когда будет определена мониторинговая миссия верховного комиссара ООН по правам человека, которая должна зафиксировать условия тех людей, которые совершили преступления против Украины, которые сейчас находятся в тюрьмах, СИЗО и которых мы готовы ради освобождения заложников передать другой стороне, но которые отказываются туда переезжать. Таких людей несколько сотен. Собственно из-за недоверия сторон было принято решение, что именно международная гуманитарная организация должна сделать верификацию этого отказа. ОРДЛО (отдельные регионы Донецкой и Луганской областей — прим. ИА REGNUM ) категорически отказались от привлечения к вопросу освобождения заложников Международного комитета Красного Креста, поэтому было принято компромиссное решение о миссии ООН по правам человека. Для них это первая подобная история, и с этим есть определенные сейчас технические сложности», — пояснила Геращенко.

Как сообщалось ранее, ДНР потребовала от Украины вернуть 525 человек, а ЛНР 378 пленных.