EAF: Значение и перспективы пересмотра конституции Японии
Токио, 22 ноября, 2016, 10:59 — ИА Регнум.
Впервые с момента провозглашения конституции Японии в 1947 году появилась возможность пересмотра её пацифистского характера. Теперь, после победы коалиции, возглавляемой Либерально-демократической партией Японии (ЛДПЯ), на выборах в верхнюю палату парламента у премьер-министра страны Синдзо Абэ появилась возможность осуществить эту свою давнюю мечту. В новых условиях, когда ЛДПЯ вместе с партией «Комэйто» и двумя микропартиями консервативного толка обладает двумя третями мест в парламенте страны, Синдзо может выступить с инициативой проведения референдума о пересмотре конституции, пишет Тошия Такахаши в статье для East Asia Forum.
Проект пересмотра Основного Закона ЛДПЯ был предложен еще в 2012 году, теперь же партия возглавит дебаты по этому вопросу в парламенте. Некоторые сторонники пересмотра конституции утверждают, что ее силой ввели США, а также что статью 9 закона нужно изменить, чтобы позволить Токио создать свои вооруженные силы. Другие же просто указывают на то, что Основной Закон не пересматривался с 1947 года, отмечая, что статья 9, в которой напрямую нет указания на Силы самообороны Японии, составлена некорректно. Тем не менее пересмотр конституции скажется на двух значительных аспектах, которые не затрагиваются в рамках публичной дискуссии: структура безопасности Японии и значение японской конституции как наивысшего закона.
Конституция 1947 года была создана во время оккупации островного государства союзниками. В статье 9 отвергается право страны начинать войны и иметь вооруженные силы, способные вести вооруженный конфликт. В предисловии объявляется необратимая приверженность Японии принципу неприменения силы и предотвращению войны в международной политике. С тех пор либеральная демократия и мир стали частью идентичности Японии и основополагающими принципами её послевоенной политики безопасности.
Впервые пересмотр конституции встал на повестку дня в 1950-х годах, однако тогда эти попытки не привели ни к какому результату. Это желание вновь появилось у элит в конце 1990-х годов. Тогда среди основных партий страны стал формироваться консенсус о пересмотре Основного Закона. Против были только Социал-демократическая и Коммунистическая партии страны. Первый закон о проведения плебисцита был подготовлен в ходе первого правительства Абэ, но из-за его отставки исчезло и само это желание. С приходом второго правительства Абэ в декабре 2012 года в политику Японии возвращается и вопрос о пересмотре конституции.
В опубликованном в 2012 году проекте пересмотра Основного Закона ЛДПЯ былы изложены фундаментальные позиции партии, хотя стоит ожидать некоторых уступок в ходе его обсуждения. В новую конституцию планируется добавить статьи о национальной ответственности за окружающую среду, подконтрольности правительства народу, правах на интеллектуальную собственность и о многом другом. Тем не менее красной линией в законопроекте два аспекта: усиление вооруженных сил и введение консервативной идеологии.
В проекте партии четко указано, что статья 9, в которой нет прямого указания на Силы самообороны, будет значительно пересмотрена для того, чтобы конституционно закрепить вооруженные силы страны. Так, пункт 1 статьи 9, в котором отвергается право начинать войны, будет сохранен, но благодаря пункту 2 у страны будет создан широкий спектр исключений в рамках концепции самообороны. Сама эта концепция довольно двусмысленная, и в истории она не раз становилась основанием для оправдания войны.
В проект конституции ЛДПЯ также включена отдельная статья о «территориальной защите», в его предисловии указывается на ответственность японского народа защищать свою страну «с гордостью и воодушевлением». Планируется также создать военный трибунал, что запрещено в рамках существующего Основного Закона, и внести поправки в статьи об угрозах национальной безопасности, когда действие конституции может быть приостановлено.
«Комеито» и основная оппозиционная Демократическая партия (ДК) могут пойти на то, чтобы вписать напрямую Силы самообороны в новую конституцию, но они вряд ли сойдутся во мнении о той степени, в которой она должна ограничивать использование Токио вооруженных сил. Пересмотр статьи 9 может прояснить роль Сил самообороны конституционально, а также может укрепить оборонное сотрудничество Японии с США, даже этот политический шаг будет понят в Китае как сигнал о том, что Япония отказывается от своей пацифисткой оборонной политики. Это может привести к ухудшению восприятия Японии в сложившихся условиях безопасности, если не будут предприняты соответствующие дипломатические шаги. Поэтому пересмотр статьи 9 должен осуществляться очень осторожно из-за его возможного внешнего эффекта, но сторонники пересмотра уделяют мало внимания этой стороне проблемы.
С другой стороны, в либеральной демократии конституция как высший закон должна стоять выше идеологий различных партий, но включение националистической и консервативной идеологии в проект нового Основного Закона ставит под сомнение этот принцип, поскольку такой проект является попыткой воскресить традиционное японское государственничество в политических и социальных отношениях, а также ослабит либерально-демократические позиции пацифистской конституции. В предисловие включены пункты о сохранении японских традиций и почитания императора. В нем также упоминаются долг японского народа уважать флаг и гимн и многое другое.
Составители указывают на то, что, по их мнению, в современной стране наблюдается моральное разложения, противостоять чему может только государство. Однако такие консервативные идеи поддерживаются только правой стороной политического спектра Японии. Они не отражают всей идеологической карты страны. Левоцентристская партия «Комеито» и Демократическая партия Японии не поддержат такой подход, выступая за либерально-демократический строй, закреплённый в нынешней конституции.
Проект ЛДПЯ также предполагает снижение планки для проведения референдума по пересмотру конституции с двух третей до простого большинства обеих палат парламента. Это означает, что новый Основной Закон будет подвергаться опасности в зависимости от политического контекста.
Хотя вероятность поддержки Демократической партией проекта 2012 года мала, процесс пересмотра Основного Закона уже не остановить. Его поддерживает настроение японских элит, а не практическая необходимость общественности. И хотя политические элиты поддерживают пересмотр, для него необходимо большинство на национальном референдуме. Синдзо Абэ скоро приступит к кампании по продвижению этого проекта среди общественности, в рядах которой неоднозначное отношение к такому начинанию. Хотя большинство позитивно оценивает пересмотр конституции вообще, оно выступает против пересмотра статьи 9, поэтому успех Абэ будет зависеть от успеха кампании элит по убеждению граждан страны.
Таким образом, пересмотр конституции может поспособствовать положительным изменениям в Японии, но для этого потребуется поддержка общественностью такого видения будущего страны, в противном случае этот шаг станет лишь игрой слов, отвлекающей внимание от экономических и социальных проблем, которые стоят перед сегодняшней Японией.