Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предлагает удвоить валовый региональный продукт (ВРП). О необходимости такого шага он заявил, выступая перед депутатами Законодательного собрания региона с бюджетным посланием, посвященным бюджетной и налоговой политике в 2017 году и плановом периоде 2018 — 2019 годов, а также с информацией о планахразвития Среднего Урала в рамках стратегии социально-экономического региона на 2016−2030 годы, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

В частности, к 2025 году предполагается перевести школы Свердловской области на режим обучения в одну смену, а к 2030-му привести в надлежащее состояние дороги Среднего Урала и удвоить валовый региональный продукт.

Губернатор отметил особый приоритет исполнения майских указов президента, продолжения формирования особой экономической зоны «Титановая долина», создания территорий опережающего развития и привлечения инвестиций для решения экономических задач. Для перевода школ на обучение в одну смену запланировано создать более 3700 новых учебных мест. Губернатор напомнил, что в 2017 году заканчивается федеральная программа по расселению из ветхого и аварийного жилья. Таким образом, до 1 сентября 2017 года необходимо расселить ещё более 100 тыс. квадратных метров аварийного жилья, а условия проживания должны улучшить почти 7 тыс. человек. При этом за три года, начиная с 2013-го, в рамках реализации этой программы было ликвидировано более 170 тысяч квадратных метров аварийного жилья и расселено более 10 тысяч человек.

Напомним, что в 2013 году в Свердловской области была принята стратегия развития региона до 2020 года. К указанному сроку в регионе должно быть создано пространство новой экономики и сформирован устойчивый средний класс. Также должно быть сформировано эффективное местное самоуправление, а Свердловская область должна стать регионом-локомотивом и одним из важнейших инфраструктурных комплексов Евразии.

Однако выполнение поставленных задач в планах стратегий социально-экономического развития идёт вовсе не так успешно, как задумывается. Так, например реформа местного самоуправления (МСУ) в Свердловской области, которая сама по себе предполагала несколько сценариев в большинстве муниципалитетов региона, развивалась только по «советскому». То есть гражданам предлагается избирать состав городской думы, которая утверждает градоначальника из числа отобранных комиссией кандидатов. Самое интересное, что за несколько лет до этого во многих муниципалитетах была введена демократическая процедура избрания мэра, а также двуглавая система управления. Таким образом, обратный переход на систему МСУ, по которой градоначальник назначается, вызвал естественное недовольство среди жителей. В отдельных муниципалитетах граждане организовывали митинги, проводили социологические исследования подтверждавшие, что большинство горожан за прямые народные выборы градоначальника. Так, в Берёзовском активисты обращались даже в Уставный суд Свердловской области. Однако их попытки успехом не увенчались. А в 2015 году Законодательное собрание Свердловской области и вовсе приняло закон, согласно которому на «советскую» систему переходит большинство муниципалитетов региона, за исключением Екатеринбурга, Нижнего Тагила и закрытых городов Среднего Урала.

Не всё гладко и по части реализации федеральной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. В течение 2015 и 2016 года от жителей Свердловской области и активистов «Общероссийского народного фронта», которые осуществляют проверки по исполнению программы, поступали жалобы, связанные с тем, что людей переселяют в новые дома, строительство которых не завершено, или акты о принятии новостроек подписываются, несмотря на существенные качественные недоработки. Так, в 2015 году недостатки были выявлены на 24 объектах в Ревде, Камышлове, Заречном, Красноуральске, Реже, Сухом Логу и других городах Свердловской области. А в феврале 2016 года недовольные качеством новых домов жители Карпинска вышли на митинг. Тем более вызывает много вопросов, каким образом в течении 2017 года будет расселено 100 тыс. квадратных метров аварийного жилья (7 тыс. жителей) когда за весь предыдущий период её реализации расселено 170 тыс. квадратных метров ветхого и аварийного жилья (10 тыс. жителей). При этом нельзя забывать, что многие жилые объекты, попавшие ранее в программу капитального ремонта на основе устаревших данных БТИ и УК, в ходе дальнейших экспертиз могут быть признаны аварийными. Так, в Екатеринбурге ночью 14 августа частично обрушился жилой двухэтажный 16-квартирный дом. Рухнула одна из стен здания. К счастью, в результате происшествия никто не пострадал, а жильцы пострадавших квартир были эвакуированы.

Читайте также: Ремонта не дождался — в Екатеринбурге обрушился аварийный дом

Однако уже спустя два дня в том же доме рухнула ещё одна стена, после чего было принято решение о полной эвакуации жильцов, а дом в итоге был признан аварийным.

Также напомним и о провальных планах первой очереди строительства особой экономической зоны (ОЭЗ) «Титановая долина». По состоянию на 2016 год не были выполнены заявленные ранее контрольные показатели. Изначально ожидалось, что на первой очереди проекта будет создано более 3600 рабочих мест, потом это число было сокращено до 1800. Однако реальность оказалось ещё печальней и в этом году будет создано только около 140 рабочих мест. В основном это связано с тем, что с площадки ушёл главный инвестор, под которого и затевалась ОЭЗ. Как бы то ни было бюджетные инвестиции назад не вернуть. И в данном случае определённый оптимизм вызывает строительство второй очереди «Титановой долины» под более надёжного инвестора.

Читайте также: Свердловские депутаты предложили профинансировать «Титановую долину»

По мнению экспертов, реализация программы строительства второй очереди «Титановой долины» позволит сгладить неудачи первой очереди, но в любом случае забывать неудачный опыт нельзя, и необходимо делать соответствующие выводы.

Можно ещё напомнить о «фальстарте» реализации программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, которая сопровождалась скандалами, о протестах граждан связанных с реализацией программы оптимизации здравоохранения и многое другое. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» — гласит русская поговорка, которая характеризует возникающие при реализации стратегических планов проблемы. Тем не менее, Свердловская область действительно имеет огромный потенциал развития, и остаётся надеяться, что законодательная и исполнительная власть сумеет реализовать его не только на бумаге.