Железнодорожная магистраль Rail Baltica может обернуться для Эстонии огромной экономической проблемой, вероятность которой правительство игнорирует. Об этом сегодня, 13 октября, сообщает эстонское издание «Деловые ведомости» со ссылкой на эстонского предпринимателя и эксперта в области бизнес-управления Энделя Оя. По его словам, все ожидания сторонников проекта опираются на «прожектёрские мечтания» исследования западной фирмы AECOM за 2008 год, после которого ситуация в экономике кардинально изменилась.

Оя особо отмечает, что до сих пор не было представлено никаких точных подсчетов, на основании которых можно сделать вывод об итоговой окупаемости проекта: Разговоры о так называемых сопутствующих факторах, таких, например, как обороноспособность, нельзя принимать всерьез, добавил он. Оя назвал «ничтожным» значение для будущей трассы Rail Balticа пассажирских перевозок.

Главным просчетом он считает то, что если основная цель трассы — транспортные перевозки при максимальной скорости 120 км/час, то зачем строить более дорогую трассу с расчетом на поезда со скоростью 240 км/час. Экономическую «бомбу» проблемы составляет, по его расчетам, планируемое правительством беспрецедентное самофинансирование как минимум 260 млн евро, к которому придется добавить постоянные эксплуатационные и ремонтные расходы выше 30 млн евро в год. При этом специфика таких услуг означает, что такие услуги придется экспортировать, добавил предприниматель.

Принятие таких серьезных финансовых обязательств в виде государственного займа ставит под сомнение возможность более важных для государства инвестиций во внутреннюю инфраструктуру (шоссе, объекты энергетики и так далее), а также осуществление крупных проектов на самоокупаемости (например, моста с материка на остров Сааремаа).

Эндель Оя не понимает, почему нельзя использовать уже существующую железнодорожную инфраструктуру, задействовав подвижной состав с тележками с изменяющейся шириной колеи, и не тратить средства на строительство совершенно новой трассы. Поэтому он предлагает правительству Эстонии «либо представить бизнес-план, который оправдает возлагаемые на Rail Вaltic надежды, либо честно признать свою ошибку».

Как сообщало ИА REGNUM ранее, военные Эстонии больше не скрывают, что в проекте единой ж/д дороги от Варшавы до Таллина больше всего заинтересован блок НАТО. Единое железнодорожное сообщение по так называемой «европейской колее» (1435 мм) маршрута Варшава — Таллин (проект Rail Baltica) ускоряет почти на неделю доставку военной техники и оборудования в прибалтийские государства. Cегодня военная техника НАТО достигает Эстонии, Латвии и Литвы морским путем через Ригу, откуда перегружается в ж/д состав.