Правительство Белоруссии винит в кризисе «российский фактор»
Минск, 23 сентября, 2016, 14:48 — ИА Регнум.
Снижение цен на нефть, снижение объёмов её поставки из России, а также снижение цен на калийные удобрения и объёмов их экспорта — главные причины «стресса» белорусской экономики. Об этом 23 сентября на собранном Александром Лукашенко совещании заявил председатель Совмина Белоруссии Андрей Кобяков.
Лукашенко в своём выступлении предупредил, что в докладе правительства не должно звучать оправданий провала официально утверждённого прогноза на 2016 год ссылкой на пресловутые внешние факторы. Тем не менее именно на них сослался Кобяков, выступая с докладом о работе экономики с начала 2016 года и проекте прогноза социально-экономического развития на 2017 год.
«Сегодня экономика работает в условиях между стрессовым и неблагоприятным сценариями развития внешних условий, которые просчитывались в начале года для определения прогнозных показателей», — заявил Кобяков.
Он проинформировал о комплексном анализе итогов прошедших восьми месяцев. При этом Кобяков назвал три основных периода работы экономики республики и причины, по которым утверждённые Лукашенко планы даже не приблизились к прогнозным показателям.
«Январь — февраль — это стрессовый период: цена на нефть — $30 и менее, курс доллара — 80 российских рублей. Март — июнь — это период восстановительного роста. Июль — август — период в связи со снижением объема поставки нефти для переработки на наших НПЗ, а также за счет имевших место неблагоприятных условий в сельском хозяйстве», — сообщил председатель Совмина Белоруссии.
Он добавил, что негативное воздействие на экономику Белоруссии оказывало снижение стоимости и объемов поставок калийных удобрений на внешние рынки. По его словам, в падении ВВП республики виновна Россия, сократившая поставки нефти в процессе конфликта, вызванного разногласиями в оплате за российский газ.
«1,6 млн т мы недополучили в третьем квартале. Как по цепочке, сократились объемы промышленного производства и объемы, прежде всего, оптовой торговли. Это уменьшило наш ВВП на 0,3%», — сообщил Кобяков.
«Я думаю, что в ближайшее время мы с нашими российскими партнерами все-таки найдем те необходимые решения, чтобы возобновить нормальные отношения в газовой сфере и поставки нефти в тех объемах, которые предполагались на 2016 год», — выразил уверенность глава правительства Белоруссии.
Он сообщил также о планах на 2017 год, отражённых в проекте обсуждаемого сейчас бюджета. Как сообщает госинформагентство БелТА, Кобяков пояснил, что в проекте республиканского бюджета на будущий год заложены показатели роста ВВП на 0,2%, так как документ рассчитывался по консервативному сценарию: $35 за баррель нефти, курс доллара — 75 российских рублей, невысокие цены на калийные удобрения, слабый рост российской экономики.
«Что касается прогнозных показателей с точки зрения развития экономики, мы все-таки рассчитываем на базовый сценарий ($45 за баррель нефти, курс доллара — не более 70 российских рублей, положительный рост экономики в России)», — сообщил Кобяков. При этом запланирован рост реальной зарплаты в 2017 году на 1,5%, а ставка по кредитам к концу 2017-го снизится до 17−18%.
«Что касается главного интегрального показателя, валового внутреннего продукта, на следующий год предполагается уровень темпа роста порядка 101,7%. Кроме этого, предполагается, что инфляция в следующем году не должна превысить 9%», — цитирует госинформагентство доклад Кобякова.
Как сообщало ИА REGNUM, в ответ на неплатежи за потреблённый российский газ и отрицание официальным Минском долга перед «Газпромом» Москва приняла решение сократить поставки нефти в Белоруссию: в 2016 году республика получит по трубопроводу 18 млн тонн вместо запланированных ранее 23 млн тонн российской нефти. Александр Лукашенко уверен, что такие действия неприемлемы и ставят под вопрос белорусско-российскую интеграцию.