Прецедент с требованием Комитета ООН по правам человека освободить из-под стражи активиста Азимжана Аскарова продемонстрировал, что в законодательстве Киргизии существуют «мины замедленного действия», угрожающие суверенитету республики. Об этом заявил бывший министр юстиции, экс-глава киргизских спецслужб, советник президента Киргизии Бусурманкул Табалдиев.

По мнению эксперта, в основной закон Киргизии необходимо внести ряд «точечных» изменений, позволяющих в дальнейшем избежать подобных ситуаций. «Представьте теперь, если подобное решение тот же Комитет ООН примет якобы в защиту прав человека, но в поддержку каких-либо религиозных террористов, других разжигателей межэтнической розни? То есть какие-нибудь «правозащитники», прикрываясь решением Комитета ООН, станут требовать от Киргизии освободить экстремистов и террористов? Что нас ожидает в таком случае? Теракты? Кровь мирных жителей? На этом фоне требования освободить Аскарова покажутся цветочками», — подчеркнул он.

Бусурманкул Табалдиев отметил, что кроме 2-го пункта 41-й статьи Конституции Киргизии («Каждый имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. В случае признания указанными органами нарушения прав и свобод человека Киргизская Республика принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда») в основной закон могли быть заложены и другие «сюрпризы», позволяющие внешним силам навязывать стране свои правила и диктовать свою волю.

«Я далек от мысли о чьем-то преднамеренном предательстве, но в случае с решением Комитета ООН по правам человека по Азимжану Аскарову перед нами открылась, на первый взгляд, странная, а при детальном анализе, страшная реальность нашей Конституции, когда отдельные ее части подвергают сомнению независимость и суверенитет Киргизской Республики. У многих моих коллег такое впечатление, что к разработке Конституции не привлекали специалистов в сфере безопасности. А иначе как можно расценивать, что во всех государствах есть Советы безопасности, а у нас роль этого органа хотели свести на «ноль», назвав Советом обороны», — констатировал советник главы государства.

ИА REGNUM напоминает, что Азимжан Аскаров был осужден судебными органами Киргизии и приговорен к пожизненному заключению по обвинению в убийстве милиционера Мыктыбека Сулайманова, в организации массовых беспорядков и в возбуждении межнациональной вражды во время межэтнического конфликта, произошедшего на юге республики летом 2010 году. В апреле 2016 года Комитет ООН по правам человека, ссылаясь на Международный пакт о гражданских и политических правах, потребовал от властей Киргизии освободить и оправдать Азимжана Аскарова, обосновывая свое решение тем, что активист, по мнению правозащитников, «был задержан незаконно, подвергся пыткам и жестокому отношению, не имел возможности подготовиться и достойно защитить себя в суде, а сейчас содержится вневыносимых условиях заключения».