Можно предположить, что активно обсуждаемая в последнее время тема референдума по вхождению Южной Осетии в РФ определенным образом связана с предстоящим саммитом НАТО, который пройдёт в Варшаве 8−9 июля 2016 года и на котором Тбилиси рассчитывает получить План действий по членству (ПДЧ).

Как уже сообщалось, после возвращения в Цхинвал из недавней поездки в Москву, в начале апреле 2016 года, президент Южной Осетии Л. Тибилов заявил, что обсуждал вопрос референдума о вхождении Южной Осетии в РФ с президентом В.В. Путиным. Он также уточнил, что голосование пройдет в республике до августа этого года: «Мы уже обсуждаем сроки. Какую-то конкретную дату пока назвать нельзя. Но это произойдет уже в недалеком будущем, планируем до августа».

Если внимательно посмотреть на календарь, имеется в виду август 2016 года, то есть спустя месяц после намеченного Варшавского саммита НАТО, а через два месяца — 8 октября 2016 года начнутся выборы в Парламент Грузии! Интересное наблюдение — грузинская выборная кампания какое-то время, а именно 10 дней, будет проходить параллельно с финальной стадией выборов в Государственную Думу ФС РФ, которые назначены на 18 сентября 2016 года.

Здесь же попутно отметим, что через полгода после этого должны состояться президентские выборы в Южной Осетии. По нашему мнению, любые решения по Грузии, или даже их косвенное присутствие на предстоящем саммите НАТО в Варшаве будут использованы противоборствующими сторонами в ходе грузинской предвыборной кампании, будут подняты старые темы «оккупированных территорий» и беженцев. Надо полагать, появится и новая — аннексия — обсуждение на уровне президента РФ референдума о вхождении Южной Осетии в РФ. Нет сомнения, что предстоящие в Грузии выборы являются весьма важным ориентиром для российского внешнеполитического планирования в том числе и в плане готовности к оперативному реагированию на возможные негативные проявления. Не исключены и ставшие уже традиционными всевозможные провокации на границе Южной Осетии и Абхазии, в том числе информационные пиар кампании. В развитие изложенного встает вопрос участия в акциях НПО, не говоря уже о прогнозируемой активности Радио Свободная Европа/Радио Свобода, «Эхо Кавказа».

На фоне крайне низкой эффективности местных СМИ, она превратилась в довольно эффективную площадку для действующих и оппозиционных политиков, других общественников, которые в результате проводимой властями Южной Осетии информационной политики лишены доступа к государственным СМИ. На этом фоне последняя активизация темы референдума в Южной Осетии и РФ, а также в широкое обсуждение в СМИ обоих стран несет определенные риски и может быть использована оппонентами РФ на международной арене как новая негативно-пропагандистская тема в преддверии как саммита НАТО, так и предстоящих выборных кампаниях.