Конституционный суд Российской Федерации вынес определение по жалобе новосибирского отделения партии РПР-ПАРНАС на отказ в регистрации списка на выборах в региональный парламент в сентябре 2015 года.

В определении сказано, что суд отказал в рассмотрении жалобы, поскольку она не отвечает требованиям закона «О Конституционном Суде РФ». По сути, КС указал, что проверка законности и обоснованности решений избиркомов и судов не отнесена к его полномочиям.

Однако при этом суд признал, что официальные справки государственных органов могут содержать в том числе и недостоверные сведения. «Вместе с тем положенная в основу правового регулирования проверки подписных листов презумпция достоверности сведений, содержащихся в официальных справках компетентных государственных органов, не означает, что такие сведения во всех случаях соответствует действительности, а потому не исключает возможности их оспаривания», — сказано в определении Конституционного суда РФ.

Кроме того, указывается, что «положения избирательного законодательства не могут рассматриваться как препятствующие вызову в суд свидетелей, их допросу, совершению иных процессуальных действий по доказыванию или оценке и проверке доказательств, включая заявление ходатайств и назначение судебных экспертиз, с целью оспаривания решения избирательных комиссий об отказе в регистрации кандидата, в том числе в части признания подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, недействительными и (или) недостоверными».

А также то, что «суд, осуществляющий повторную проверку сведений, содержащихся в подписных листах, в целях проверки законности и обоснованности решения избирательной комиссии, не может быть связан исключительно данными официальной справки уполномоченного государственного органа, использованной избирательной комиссией, — он вправе запросить у уполномоченного органа информацию, необходимую для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, при наличии достаточных сомнений в обоснованности выводов избирательной комиссии об их несоответствии действительности и должен выносить свое решение на основе оценки всей совокупности доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости и достоверности».

За это тут же «зацепились» представители РПР-ПАРНАСа. Юрист Фонда борьбы с коррупцией Вячеслав Гимади уже высказался по решению суда. «Что же, с одной стороны, печально, что политической воли КС не хватило на постановление и указание на возможность пересмотра дела. Однако, хочется верить, что приведенное юридическое толкование закона в будущем позволит избежать столь возмутительных отказов в регистрации кандидатов, суды начнут принимать нотариальные копии паспортов, допрашивать свидетелей, которые по данным ФМС «не существуют» или «не соответствуют», соответственно, отказы, аналогичные новосибирскому, будут признаваться незаконными. И, конечно, радует, что КС по столь важному вопросу не прислал отписку или ответ секретариата, как они это делают с большинством жалоб, — написал он на своей странице в Facebook. — Что же касается конкретного новосибирского кейса и нелегитимности действующего состава заксобрания (в связи с недопуском на выборы оппозиции), то вероятность пересмотра решений судов по выборам-2015, видимо, будет возможна лишь в случае положительного решения ЕСПЧ».

Напомним, выборы в законодательное собрание Новосибирской области пошли 13 сентября. До участия в них не были допущены восемь партий: Коммунистическая партия социальной справедливости, «Коммунисты России», «Родина», «Народный альянс», Демократическая партия России, «За женщин России», «Зеленые» и РПР-ПАРНАС. Многим, в том числе и ПАРНАСу, избирком отказал в регистрации из-за расхождения данных в подписных листах и базе областного УФМС.

Из 11 682 представленных РПР-ПАРНАСом подписей недостоверными, а значит и недействительными, были признаны 1342. После отказа парнасовцы объявили голодовку прямо в помещении избиркома, которое они отказались покинуть. За это их доставили в автозаке в ближайшее отделение полиции. Им было предъявлено обвинение по статье «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Штраф каждого составил не более 1 тысячи рублей, у некоторых и того меньше — 500 рублей.

С жалобой представители партии обратились в Центральную избирательную комиссию, но ЦИК поддержал региональный избирком. Дальше были Новосибирский областной суд и Верховный суд РФ — но и там оказались на стороне избиркома. После отказа в Верховном суде парнасовцы пошли дальше — в Европейский суд по правам человека.

В свою очередь, Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту фальсификаций подписных листов оппозиционной непарламентской партии.