«Оккупирует ли Россия Белоруссию в ближайшие месяцы?»
«Российская авиабаза превратит Белоруссию в мишень»
Чем чревато создание российской авиабазы в Белоруссии и почему распоряжение о ее создании звучит весьма странно? — задаётся вопросом «Ежедневник».
В субботу, 19 сентября, на официальном сайте Кремля было опубликовано распоряжение Владимира Путина: «Принять предложение правительства Российской Федерации о подписании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь», напоминает издание. При этом Путин также поручил МИД и Минобороны РФ начать необходимые переговоры с Минском. Напомним, что впервые информация о дислокации новой российской авиабазы под Бобруйском появилась в 2014 году. С тех пор о сроках введения в строй авиабазы звучали разные данные. Не пролило свет на этот вопрос и распоряжение российского президента, звучащее довольно странно: сперва подписать соглашение о создание авиабазы, а затем провести переговоры. Прокомментировать данный документ «Ежедневник» попросил военного обозревателя Александра Алесина:
— Чем, на ваш взгляд, вызвана такая странная формулировка распоряжения о создании авиабазы?
Очевидно, что проект соглашения, который существовал, он вызвал какие-то дополнения или замечания белорусской стороны. Проект соглашения, представленный на сайте российского кабмина — это всего лишь черновик, предмет для обсуждения. Российская сторона сочла, что такой вариант ее устаивает, отвечает ее интересам. Но это может не в полной мере соответствовать интересам белорусской стороны. Необходима дошлифовка документа перед подписанием. И Путин распорядился — договариваться. Как мне представляется, это — рабочий момент.
— Какие «подводные камни» могут быть у данного соглашения?
— Если верить мартовским заявлениям нашего посла, долгое время предметом разногласий был количественный состав авиационной группировки. Возможно, что россияне (это мое предположение) захотели иметь не 24 самолета, а больше. Допустим, не истребители Су-27, а еще и фронтовые бомбардировщики. Ведь ситуация международная меняется и, возможно, россияне захотели свою группировку в Белоруссии нарастить. С этим белорусы могут быть не согласны. Либо речь идет о правовом режиме авиабазы, который не совсем согласован. Я думаю, в Белоруссии пройдут президентские выборы и тогда уже процесс согласований вступит в завершающую стадию.
— А чем грозит создание данной авиационной базы Белоруссии?
— Появление любого военного объекта влечет повышенное внимание. Вот Польша создает в Ласке авиационную базу США, где будут базироваться тактические истребители. Понятно, что ее сразу же возьмут под прицел российские вооруженные силы. То есть всякая база тут же вызывает интерес противоположной стороны. И в случае появления базы в Бобруйске соответствующие силы блока НАТО возьмут ее под прицел. И если, гипотетически, разгорится военный конфликт, то будут выделены силы и средства для нейтрализации этой базы. Так что, конечно, в этом плане потенциальная угроза для Белоруссии нарастает. Мы получаем еще одну цель на белорусской территории. Новую мишень со всеми вытекающими последствиями, — резюмирует Александр Алесин в интервью «Ежедневнику».
Может ли Россия запустить в Белоруссии «украинский сценарий»?
Оккупирует ли Россия Белоруссию в ближайшие месяцы? — пишут «Белорусские новости». На фоне скучного предвыборного сюжета (называть других кандидатов конкурентами Александра Лукашенко язык не повернется) эта алармистская тема выглядит для СМИ находкой.
Заявления национальной оппозиции об агрессивности соседней империи, только и мечтающей поглотить Белоруссию, многими воспринимаются уже как ритуальные заклинания. Из них сенсацию не сварганишь, говорится в статье. Но на сей раз благодатную для политических спекуляций тему вторжения с востока актуализировал доклад «Новая геостратегия России: последствия и вызовы для архитектуры международной безопасности», подготовленный Юрием Цариком и Арсением Сивицким из минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований. Эта структура в экспертном сообществе имеет репутацию близкой к властям. Фишка доклада — тезис о высокой вероятности «военно-политической дестабилизации Республики Беларусь в течение ближайших трех-шести месяцев».
Тупиковая ситуация на Украине, при том, что Минск намерен твердо придерживаться нейтральной и миротворческой позиции в этом конфликте, нормализовать отношения с ЕС и США, а также ряд других факторов подталкивают Москву, как считают авторы доклада, «к повторению украинского сценария» в нашей стране, сообщает издание. Толчком для ввода войск, согласно этой версии, может стать отказ белорусского руководства разместить здесь российскую авиабазу. В ряде интервью эти же политологи поясняют, какой именно сценарий может применить Москва, учитывая проведение в Белоруссии президентских выборов. Мол, сначала здесь замутят некое подобие майдана, причем якобы инспирированного Западом, а потом, когда возникнет конституционный кризис, просто введут свои войска — надо же спасать братскую республику. Пикантность трактовки в том, что и большая часть белорусской оппозиции, в частности сторонники бойкота выборов, проведения уличных акций, предстают в этой обрисовке вольными или невольными пособниками Кремля. Главный же месседж доклада адресован, пожалуй, Евросоюзу и США. Подтекст читается так: лучше уж поддержать Лукашенко, иначе здесь будет Путин.
Что и говорить, Крымом да Донбассом Россия заработала репутацию безбашенного, отвязанного мирового игрока, пишут «Белорусские новости». Это вдобавок к не самому лестному бэкграунду СССР и Российской империи. И все же наложить украинский сценарий на Белоруссию для российских стратегов (предположим, они это прокручивают) проблематично по ряду причин. Во-первых, да, по горло хватает и Украины. Владимир Путин хоть и любит выглядеть «ненаклоняемым», как и Лукашенко, но тягаться с мощью западного мира, обложившего санкциями, нереально. Надо аккуратно сдавать назад. Во-вторых, демонизировать белорусов в массовом сознании россиян так же, как это сделали с образом украинцев, будет, пожалуй, гораздо сложнее. В-третьих, осмелюсь предположить, что Лукашенко при всем его норове по большому счету устраивает Кремль. При всех капризах он для московской верхушки — свой, в том числе и ментально, по духу. Любая же марионетка, которую Кремль захотел бы здесь поставить, может в некий момент выйти из-под контроля. Да и попробуй еще поставь. Лукашенко держит страну под колпаком. Все просвечивается жестким рентгеном. Смешно думать, что спецслужбы проморгали бы подготовку неких сотен боевиков для местного майдана, о чем пишут иные российские ресурсы.
Да, белорусскую ситуацию можно пустить вразнос, если приложиться со всей дури, пишет издание. Но тогда процесс способен выйти также из-под контроля тех, кто этот большой бемц затеял. Не факт, что в итоге Москва получит лояльный ей режим.
Выборы: альтернатива Лукашенко находится на «дополитическом уровне»
До голосования на президентских выборах осталось 20 дней, почти половина предвыборной агитации уже позади, пишут «Белорусские новости». Что предлагают белорусские политики избирателям?
На нынешних выборах три кандидата в президенты так или иначе выступают «за порядок» и сохранение статус-кво; Татьяна Короткевич вооружилась лозунгом перемен; есть целая палитра оппозиционных сил, которые призывают избирателей игнорировать или бойкотировать выборы, отмечает издание. Формально все это можно представить как широкий выбор для граждан. Но по сути, если говорить об артикуляции интересов той или иной группы граждан, то вне конкуренции действующий глава государства.
На риторическом уровне это делают и альтернативные кандидаты, но поскольку никто из них не претендует на победу, то их высказывания воспринимаются в лучшем случае как артподготовка к парламентским выборам, говорится в статье. Таким образом, лишь сторонники действующего президента имеют на этих выборах своего реального кандидата. Отчасти альтернативные кандидаты удовлетворяют потребность граждан обсуждать происходящее в стране, публично проговаривая проблемы. Без выборов у этих граждан не было бы ни трибуны, ни трибуна. Но все это находится на дополитическом уровне, ведь никто не рассчитывает, что трибуна станет руководить государством.
Искусственность альтернативы действующему президенту лежит на поверхности, но в Белоруссии политикой всерьез интересуется лишь небольшая часть людей, и лишь им очевидна такая оценка, пишут «Белорусские новости». Большинству же альтернатива вполне может представляться настоящей, но очевидно слабой, ставку на нее делать бессмысленно. Здесь вполне может найти отклик оценка «выборы без выбора», но какое действие она предполагает?
● Можно быть с предполагаемым большинством и голосовать за Александра Лукашенко;
● можно голосовать «против всех»;
● можно голосовать за альтернативного кандидата, потому что голоса «против всех» не считают;
● можно испортить или забрать домой бюллетень для голосования;
● можно не пойти на выборы.
Впрочем, последнее — не действие, а бездействие, хотя сторонники бойкота пытаются его представить «средством мобилизации для борьбы и победы», отмечает издание.
Что в ближайшее время будет с белорусским рублём?
Белорусская финансовая система продолжает расплачиваться за переход на рыночное формирование курса белорусского рубля и передряги на валютных рынках соседних стран, пишет «Белрынок». Ослабление рубля в августе привело к значительному увеличению степени долларизации банковской системы Белоруссии, в том числе из-за того, что население перевело значительную часть своих рублевых сбережений в валютные. По данным Национального банка, опубликованным на прошедшей неделе, срочные вклады физических лиц в августе снизились по сравнению с июлем на 4 трлн. BYR (11,7%), до 30,1 трлн. BYR. Физические лица активно переводили свои рублевые сбережения в валютные. Переводные депозиты населения, то есть средства в основном на пластиковых карточках, в августе снизились на 2,3 трлн. BYR (14,8%) и составили на 1 сентября 13,3 трлн. BYR. Юридические лица в августе также копили валюту, увеличив свои валютные накопления на 189,8 млн. USD (5,4%), до 3,736 млрд. USD, то есть в большей степени, чем население. При этом субъекты хозяйствования — юридические лица в августе купили иностранной валюты на 183,8 млн. USD больше, чем продали. В результате валютная денежная масса в сентябре выросла на 36,3 трлн. BYR и достигла 227,7 трлн. BYR. Это в 2,4 раза больше рублевой денежной массы. То есть роль белорусских рублей в банковской системе страны значительно сократилась. Впрочем, в сентябре ситуация на валютном рынке Белоруссии еще может немного выправиться, так как ослабление белорусского рубля прекратилось, а спрос на иностранную валюту со стороны населения снизился.
Снижение курса доллара по отношению к белорусскому рублю должно уменьшить стремление населения покупать доллары США и переводить рублевые сбережения в валютные, пишет издание. Это снизит спрос на валюту, что, в свою очередь, будет поддерживать курс белорусского рубля. Однако новая тенденция к снижению стоимости валютной корзины на этот раз может не сформироваться, то есть валютная корзина в ближайшие месяцы вряд ли подешевеет на значительную величину (несколько процентов), как это произошло в июне-июле. Стоимость корзины в ближайшие недели, скорее всего, будет меняться в рамках бокового тренда. Такая динамика больше соответствует ситуации в соседних странах, где за последние пару месяцев девальвировались многие валюты, а также ситуации в самой Белоруссии, где доверие к белорусскому рублю среди населения и предприятий снизилось, резюмирует издание.
Белоруссия — Казахстан: Евразийская дезинтеграция?
С момента запуска Таможенного союза, Единого экономического пространства, а потом и Евразийского экономического союза можно было наблюдать попытки координации действий между Минском и Астаной, пишет «Наше мнение». Так, благодаря этой координации, например, удалось не допустить политизации евразийской интеграции со стороны Москвы.
Белоруссия и Казахстан все это время пытались углублять торгово-экономические отношения в рамках ЕАЭС, продолжает издание. Была принята программа экономического сотрудничества между Казахстаном и Белоруссией на 2009−2016 гг. и «дорожные карты» к ней, направленные на интенсификацию не только торгово-экономических отношений, но и углубление промышленной кооперации. В последние годы на территории Казахстана было организовано 13 сборочных производств белорусской техники. Сегодня там собирается техника и оборудование ПО «БелАЗ», РУП «МТЗ», ПО «Гомсельмаш», ОАО «Минский моторный завод», ОАО «Минский автомобильный завод», РУП «Завод «Могилевлифтмаш», ОАО «Бобруйскагромаш» и ОАО «Белкард».
Несмотря на эти попытки углубления торгово-экономических отношений между Казахстаном и Белоруссией существует и ряд проблемных моментов, обусловленных общим кризисом евразийских интеграционных процессов, говорится в статье. Экономический кризис в России, ее санкционная война с Западом, спровоцированная падением курса российского рубля волна девальваций национальных валют Казахстана и Белоруссии, взаимные торговые войны в итоге создали ситуацию, при которой реализация на практике декларируемых целей ЕАЭС сегодня невозможна.
Стремясь обеспечить положительное сальдо платежного баланса при снижении цен и спроса на внешних рынках, правительства России, Казахстана и Белоруссии запустили спираль девальваций, а также создали систему новых взаимных барьеров на внутренних рынках, пишет «Наше мнение». Сюда же следует добавить, что Казахстан ведет переговоры о вступлении во ВТО без особой оглядки на обязательства и уровень тарифных ограничений в рамках ЕАЭС. По сути, мы находимся в ситуации, когда каждый из участников ЕАЭС выстраивает собственную экономическую политику, не принимая во внимание интересов своих партнеров. Все это косвенные свидетельства дезинтеграции ЕАЭС.
Если проанализировать торговые отношения между Белоруссией и Казахстаном, то для белорусской стороны всегда складывалось положительное сальдо, отмечает издание. Периодически бизнес-сообщество Казахстана поднимало вопрос неравной конкуренции, ссылаясь на труднодоступность белорусского рынка для некоторых видов продукции из Казахстана в отличие от благоприятной ситуации с товарами из Белоруссии на казахстанском рынке. И даже периодически казахстанское бизнес-сообщество обращалось к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, чтобы он обсудил эту проблему со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко.
Однако сегодня совершенно иная ситуация, говорится в статье. С учетом кризисных тенденций в экономике Казахстана давление со стороны бизнеса на казахстанскую власть стало сильнее, и по этой причине Нурсултан Назарбаев довел претензии до белорусской стороны в такой форме. Вряд ли при этом Нурсултан Назарбаев надеялся на некий арбитраж со стороны российского президента Владимира Путина. Ведь еще буквально перед встречей в Сочи Казахстан сам находился в состоянии «торговой войны» с Россией.
Да, действительно, есть проблемные моменты в торгово-экономических отношениях между Белоруссией и Казахстаном, пишет «Наше мнение». Их решению, в том числе, должен быть посвящен визит казахстанского премьер-министра в Белоруссию. Правда, он уже несколько раз переносился, что косвенно свидетельствует о приоритетности внутренних экономических проблем, с которыми сегодня сталкивается Казахстан, над всеми остальными.