Конфликт вокруг крупнейшей русскоязычной газеты Киргизии «Вечерний Бишкек» набирает обороты. Руководство издания обвиняет окружение президента страны в попытке рейдерского захвата, чиновники опровергают обвинения, говоря, что топ-менеджмент СМИ пытается перевести имущественный спор в политическую плоскость. Глава интернет-подразделения «Вечернего Бишкека» Дина Маслова рассказала в интервью корреспонденту ИА REGNUM, чего добиваются журналисты, на что надеются и как сейчас обстоят дела у одного из влиятельнейших СМИ республики.

ИА REGNUM: «Вечерний Бишкек» призывает объединиться политическим силам, общественным организациям и бизнес-сообществу, чтобы защитить страну и будущее каждого киргизстанца от судебного произвола, давления на государственные институты со стороны кучки лиц из окружения президента Алмазбека Атамбаева" — в чем была цель обращения?

Наше заявление больше рассчитано на то, чтобы всколыхнуть самосознание. Мы хотим еще раз обратить внимание общественности на то, что ситуация воруг «Вечернего Бишкека» — это один из случаев судебного беспредела. Нужно понять: мы хотим жить в стране, где административный ресурс всем правит или нет? Если нет, то давайте объединяться. Как? Приходите к нам в редакцию и сообщайте о давлении на суд, о рейдерстве бизнеса и т.д. Мы будем готовить публикации. Мы не говорим: «Давайте объединяться на единой политической платформе», и мы точно не трансформируемся в партию. На нас, кстати, стали выходить лидеры оппозиции, те люди, которые не в оппозиции, но тоже недовольны. Таких, кстати, большинство.

ИА REGNUM: «Нас будут давить, сажать в тюрьму и убивать. Понимая, что власти не остановятся ни перед чем, чтобы нас растоптать, мы сознательно первыми заявили о том, что Киргизией правит окружение президента, контролирующее суды, силовые структуры, информационные ресурсы, финансовые потоки», — это серьезные обвинения, высказанные в адрес окружения президента. У вас есть улики, которые бы подтверждали ваши слова?

У нас есть достаточно много информации от наших источников, в том числе высокопоставленных, в том числе в ГКНБ, парламенте и правительстве Киргизии.

ИА REGNUM: Уточню — у вас есть только информация от неких неназванных источников?

Да.

ИА REGNUM: В случае, если вам по какой-то причине придется предъявлять доказательства, что вы будете делать?

Мы будем этих людей в качестве свидетелей вызывать в суд, наверное. Во время встреч сотрудники Госкомитета нацбезопасности Киргизии у нас тоже просили факты. Я им говорила: «Вы хотите такой документ, где Икрам Ильмиянов (бывший заместитель руководителя Аппарата президента, входящий в ближайшее окружение главы государства, ушел в отставку после опубликования обращения „Вечернего Бишкека“. — Прим. ИА REGNUM) поручает сотрудникам прокуратуры арестовать наши акции? Я думаю, что такой бумаги в природе не существует. Вы хотите запись телефонного разговора? Извините, а „прослушка“ то у вас, а не у нас. И мы не можем вам это предоставить».

ИА REGNUM: Уточним. Вы уверены, что к ситуации вокруг «Вечернего Бишкека» непосредственное отношение имеют советник президента Фарид Ниязов, бывший замруководителя аппарата Икрам Ильниянов?

Эти люди — главные организаторы.

ИА REGNUM: Вы не допускаете, что ошибаетесь? Что это кто-то совершенно другой?

А кто еще имеет в нашей стране такое влияние на суды, на генпрокуратуру, СМИ и ГКНБ?

ИА REGNUM: Вы считаете, что все эти организации работают «под влиянием сверху»?

В нашем вопросе они работают «под влиянием». Иначе бы этих судебных процессов просто не было бы.

ИА REGNUM: Сколько в конфликте вокруг «Вечернего Бишкека» политики и сколько бизнеса?

Тут сплошная политика. Если бы это был хозяйственный спор, иск Александра Рябушкина (бывший совладелец компании «Рубикон», через которую оплачивается вся реклама для издания, сейчас — участник судебных процессов против руководства медиахолдинга «Вечерний Бишкек», уже отсудивший 50% доли «Рубикона». — Прим. ИА REGNUM) суд бы просто не принял. Когда он его принял, мы поняли — это не может быть хозяйственным спором.

ИА REGNUM: Каковы ваши прогнозы по результатам суда?

Все идет к тому, что мы суд не выиграем.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете статью Елены Авдеевой, в которой автор утверждает, что «в 2001 году газета полностью перешла к тойгонбаевцам: нам сообщили, что Ким свою долю продал и его компашка покинула редакцию»?

Можно говорить, на кого работала Авдеева и что у нее есть свои счеты с нынешним руководством редакции. Говоря по делу — Александр Ким газету не продавал. На самом деле есть разные юридические лица — «Рубикон» и "Издательский дом «Вечерний Бишкек». В 2001 году представители компании «Петровски Корпорейшн», аффилированной с зятем прездента Аскара Акаева — Адилем Тойгомбаевым, обратились к владельцам «Рубикона» с просьбой продать им свои доли. Александр Рябушкин продал все свою долю (50%), Александр Ким из принадлежавших ему 50% продал 1. Войдя в компанию, представители «Петровски» вывели активы «Рубикона», лишив Кима его имущества, включая газету «Вечерний Бишкек». Вывод активов был совершен без согласия Кима, на основании подделаных документов. Этому есть доказательства — заключения почерковедческой экспертизы.

ИА REGNUM: Рябушкин утверждает, что он деньги не получил. Вместо них он получил акции некоего АО, которое через некоторое время обанкротилось.

Во-первых, есть документ — договор купли-продажи, согласно которому он соглашается на сделку. Во-вторых, наши сотрудники прекрасно помнят 2000 год, когда Рябушкин ходил довольный со словами «Я 100 тысяч долларов получил!». 15 лет назад эта сумма была колоссальна. И даже не важно, заплатили ему или нет. Он с кем подписывал этот документ? С «Петровски Корпорейшн»? Пусть обращается к этой компании.

ИА REGNUM: Ее не существует.

Уже не существует. Из выведенных Тойгонбаевым активов «Рубикона» была создана рекламная компания «Айрек» и в ней, что самое интересное, гендиректором стал… Александр Рябушкин. После смены власти в 2005 году и бегства семьи президента Акаева из страны и «Айрек», и «Петровски Корпорейшн» прекратили свое существование. То есть, если верить Рябушкину на слово, получается, что он продал долю, ему не заплатили, но при этом он остался гендиректором рекламной фирмы, которой владел человек, не заплативший ему по счетам. Очень недовольный человек, которому не заплатили, не стал бы гендиректором. Это раз. Во-вторых, а что он 14 лет спустя спохватился?

ИА REGNUM: Вы утверждаете, что срок исковой давности давно прошел?

Давно. За отправную точку Александр Рябушкин берет совсем другую дату. Так, словно бы он продал и сразу не понял, что ему не заплатили.

ИА REGNUM: Александр Ким имел 50%, затем «добровольно-принудительно» продал 1% «Петровски Корпорейшн». Как получилось, что начало 2015 года он владел уже 100% акций?

Все активы «Рубикона» по подложным докумнтам были выведены Адилем Тойгонбаевым в рекламное агентство «Айрек». Александр Ким оставался учредителем «Рубикона», в котором уже ничего не было. После мартовской революции 2005 года он [Ким] обратился в Генпрокуратуру о принятии мер в отношении представителей «Петровски Корпорейшн».

Есть стандартная процедура, когда собирается собрание учредителей, потому что нужно назначить гендиректора. После определенного количества попыток один из учредителей имеет право обратиться в суд и сказать что «товарищи не приходят, нужно собрание учредителей организовать». В суды представители «Петровски» не явились.

Александр Ким подал иск о том, чтобы вывести «Петровски Корпорейшн» из состава «Рубикона», поскольку те нанесли «Рубикону» ущерб примерно на 70 млн. сомов. Сейчас недовольные выводом из учредителей представители «Петровски Корпорешнл» могли бы обратиться к Киму, или Рябушкин мог обратиться к «Петровски», чтобы те ему заплатили. Но обращение Рябушкина к Киму — это не по адресу.

ИА REGNUM: Рябушкин, как я понимаю, в результате решения суда получит 50% доли «Рубикона»?

Он уже получил. Решение городского суда было 10 января 2015 года. Оно уже вступило в силу.

ИА REGNUM: Почему вы не стали подавать апелляцию?

По закону мы имеет право сделать это в течение года, но нам и в Верховном суде прекрасно дали понять, что суд предрешен, поэтому пока Ким не видит смысла.

ИА REGNUM: Надеетесь на изменение ситуации?

В том числе.

ИА REGNUM: Что сегодня происходит в стенах вашего медиахолдинга?

Происходят беседы с сотрудниками ГКНБ у нас в редакции. Опрашивали руководство, затем начали опрашивать всех сотрудников. Проходит новый судебный процесс, где Александр Рябушкин требует от «Рубикона» упущенную выгоду с 2000 года. Точно сумма не указана, но это порядка 1 млрд. сомов. Если он выиграет суд о компенсации, Александр Ким, чтобы расплатиться, будет должен отдать оставшиеся 50% «Рубикона» и принадлежащий ему контрольный пакет акций ЗАО "Издательский дом «Вечерний Бишкек».

ИА REGNUM: У Александра Кима нет накоплений, которые могли бы покрыть иск?

Нет. Более того, у него нет финансов, чтобы открывать что-то новое. Все его сбережения вложены в типографию и в компанию.

ИА REGNUM: Ходят слухи, что вы выводите активы из «Рубикона» и чуть ли не покупаете билеты для выезда за границу. Это правда?

Нет, потому что в противном случае тот же Рябушкин может подать в суд, что мы занимаемся самоуправством, пытаемся навредить компании, это уже уголовное дело. И самое важное — у нас ответственность перед рекламодателями, мы куда сбежим? Сошлемся на форс-мажорные обстоятельства? Это несерьезно, не наш метод.

ИА REGNUM: Во время всей этой истории к Александру Киму не поступали предложения о выкупе его доли в «Рубиконе»?

Не знаю. Я думаю, что это нужно узнать у Кима. У меня вообще нет этой информации.

ИА REGNUM: До этого иска Александр Рябушкин не предлагал решить дело полюбовно? Вы не собираетесь идти на мировую, предлагать какие-то компромиссные решения, не предлагали ли вы этого раньше?

Были судебные процессы в 2006 году, которые Рябушкин проиграл. Что касается новых судебных процессов, его представители уже после решения городского суда приходили к нам. Неофициально они просили $1,5 млн «отступных».

ИА REGNUM: Как вы относитесь к Рябушкину. Кто он — самостоятельный игрок или «инструмент»?

Он не может быть самостоятельным игроком. Он просто пешка в этой игре. Это видно не только по его внешнему виду и отзывам бывших коллег, но и по тому, как ведется судебный процесс, как все быстро-быстро делается, с какими он помощниками на крутых «Мерседесах» и тонированных джипах приезжает.

ИА REGNUM: Что это за помощники?

Мы не наводили справки. Но у нашего входа дежурят 2 машины с чекистами и всех подряд фотографируют. Я думаю, они лучше знают.

ИА REGNUM: Ваши дальнейшие планы?

Пока защищаться в судах.

ИА REGNUM: А дальше? На сколько вы их еще затяните?

Если президент Киргизии Алмазбек Атабмаев не поймет, что причина дестабилизации не в нас, а в его окружении, я думаю, у нас все произойдет очень быстро. Сменится руководство медиахолдинга, придут новые собственники и будут вести новую информационную политику.

ИА REGNUM: Готовы ли вы сотрудничать с Рябушкиным?

Нет. В тот день, когда придет Александр Рябушкин, руководство «Вечерки» уйдет.

ИА REGNUM: Рябушкин еще не пришел

Он физически пришел, по несколько часов в день сидел здесь, на 2 этаже. Уже пару недель не сидит. Пока официально он соучредитель «Рубикона» и имеет право на 50% прибыли, но не имеет права принимать здесь решения, потому что генеральным директором остается Александр Ким, который занимается хозяйственной деятельностью, кадровой политикой. К «Вечерке» Рябушкин вообще не имеет отношения.

ИА REGNUM: Пытался ли Рябушкин вмешиваться в редакционную политику?

Пока что он попытался взять штатное расписание в отделе кадров, чтобы посмотреть, какие у нас тут должности и зарплаты. Ему отказали — не его компетенция.

ИА REGNUM: Медиахолдинг «Вечерний Бишкек» за свое существование неоднократно оказывался в центре скандалов. Почему таких конфликтов не было вокруг других СМИ?

Потому что мы крупное и прибыльное издание. При этом мы общественно-политическое издание. Есть, например, газета на киргизском языке «Супер-Инфо», тоже прибыльное издание и тоже очень популярное, но оно выбрало нишу развлекательного контента. А у нас и прибыльный ресурс, и информационный ресурс. Кроме того, мы самая крупная в Киргизии русскоязычная газета, оказывающая влияние на Бишкек и Чуйскую область.

ИА REGNUM: Объект спора вокруг ЗАО "Издательский дом «Вечерний Бишкек»- рекламная компания «Рубикон». Чем интересен «Рубикон»?

Через «Рубикон» проходит вся реклама, размещаемая в наших изданиях — это две русскоязычные газеты «Вечерний Бишкек» и «Моя Столица Новости», одна киргизскоязычная «Жаны Агым», плюс интернет-редакция «Вечерний Бишкек». Крупнейший актив «Рубикона» — типография. Здесь печатается около 20 газет. Это новая типография, хорошее соотношение цены и качества. Это интересно удерживать во власти, чтобы знать, что там будет печататься.

ИА REGNUM: Получается, вы владельцы единственной независимой газетной типографии в Киргизии, не считая американской?

Газетных типографий в Киргизии, если я не ошибаюсь, всего 3 — это «Учкун», «Центр поддержки СМИ» (проект http://msc.kg/about/history/ Freedom House) и мы. Мы частная, независимая, достаточно крупная типография. Есть немало клиентов, которые перешли к нам с «Учкуна» — у нас лучше качество, а цена при этом ниже, потому что мы сами поставляем бумагу железнодорожным путем.

ИА REGNUM: В каком состоянии сейчас находится медиахолдинг?

Тираж — выпуски газеты во вторник и среду -15 тысяч, в пятницу — 35 тыс. Пятничные тиражи падают у всех СМИ, и у нас в том числе. Около 10 лет назад тиражи были в районе 50 тысяч. Основной доход медиахолдинг получает от «Рубикона», т.е. от рекламы, размещаемой в бумажном издании. Также доход приносит типография, но эти деньги уходят на погашение кредита. Интернет-редакция еще убыточна, затраты у нас гораздо выше, чем мы получаем на рекламу, но доходы от рекламы растут и составляют около 25-30% от затрат. В прошлом году цифра была меньше.

ИА REGNUM: Какова посещаемость вашего сайта?

Суммарная месячная аудитория в марте была 400 тыс. пользователей, суточная аудитория — в среднем 30 тысяч. Среди сайтов киргизских СМИ мы на 2 месте после информагентства «Акипресс», хотя у них нет достоверной статистики. После нас идет «24.kg».

ИА REGNUM: Ваши коллеги интересуются — зачем вам и вашим подчиненным участвовать в конфликте вокруг медиахолдинга. Вы не владеете акциями, зачем вам это?

Мы все чувствуем себя сопричастными с происходящим — ущемляется наше право на работу и право на профессию. Плюс, мы все видим несправедливость судебной системы. Весь этот скандал мешает нам нормально работать и нормально развиваться.

ИА REGNUM: У вас рекламодатели еще не начали отзывать рекламу?

Нет. Рекламное агентство «Рубикон», независимо от того, кто будет им владеть, исполняет свои обязательства. Я думаю, что даже пришлым будет не выгодно, если уйдут рекламодатели.

ИА REGNUM: Как за последнее время менялась редакционная политика сайта «Вечернего Бишкека», который вы возглавляете?

Редакционная политика изменилась в силу того, что за последние полгода из Аппарата президента Киргизии мне звонили всего 4 раза. До этого они мне звонили после каждого мероприятия президента — просили подправить слова, убрать материал, изменить заголовок, не публиковать оппонента. И я понимала, что если у меня на сайте появится материал, например, «Цитатник Атамбаева — 2015» (подборка неудачных высказываний президента Киргизии. — Прим. ИА REGNUM), то мне позвонят из Аппарата или наш глава Александр Ким. Предполагаю, что нам звонили в исключительных случаях и были достаточно вежливы. В другие редакции звонят чаще.

ИА REGNUM: Ким снимал материал по просьбе кого-либо?

Один раз. Я это никогда не забуду…

ИА REGNUM: Неоднократно проходил слух, что «Вечерка» получила деньги от западных грантодателей. Среди источников называлось Посольство США, ОБСЕ. Получали ли вы от кого-либо денежные средства?

Я бы не отказалась получить, но, к сожалению, мы ничего не получали.

ИА REGNUM: Никаких грантов на информ-освещение?

Нет. Мы не может на наши мероприятия партнеров найти или спонсоров. Никто никому не хочет денег давать.

ИА REGNUM: За последние год вы не ощущали коренное изменение в редакционной политике, в подборе тем, может быть, уделяли особое внимание работе Посольства США?

Учитывая, что у нас внештатный корреспондент живет в Москве, и больше чем на нашем сайте нигде нет информации о трудовых мигрантах в России и евразийской интеграции, нас вообще очень сложно упрекнуть в пророссийской или прозападной политике.

Знаете, чем мне нравится наш сайт? За то, что в разделе «Актуально» у нас может стоять какой-нибудь пресс-релиз от аппарата президента, тут же интервью оппозиционера Равшана Джеенбекова, третий материал может быть про мигрантов «Ура, пойдем в Таможенный Союз», четверный материал может быть прямо противоположный.

ИА REGNUM: Получала ли «Вечерка» деньги от оппозиционных политиков? Были ли договоры о сотрудничестве?

Нет. Ничего не было. И я думаю, что у политиков даже денег нет на это.

ИА REGNUM: Может, деньги за рекламу поступали от фирм, принадлежащим местным оппозиционерам?

Ох, да если бы! Честно, я не знаю, кто и чем владеет, но по рекламе на сайте можно определить, кто у нас рекламируется. Для того, чтобы брать редакционные комментарии, платить не надо, мы и так возьмем. И у оппозиционеров, и у их противников.

ИА REGNUM: Также вас обвиняют в тесных связях с семейством бывшего президента Киргиизии Курманбека Бакиева. Причем не только издание, но и лично вас, Дина. Это правда?

Мне очень смешно. Я думаю, что Бакиевым тоже очень смешно, что у них вообще есть какие-то связи с Киргизией, с «Вечеркой» и вообще со мной.

Максима Бакиева видела 5 раз жизни, из них 4 раза в присутствии всех СМИ. И только 1 раз, на «репетиции» пресс-конференции, когда не было других журналистов. Лично и близко с ним не знакома, и слава Богу. С людьми из команды бывшего президента, находящимися сейчас зарубежом, я последний раз контактировала в начале апреля 2010 года.

ИА REGNUM: То есть с семействами бывших президентов вы не общаетесь?

Если бы, наверное, контактировала, я бы не жила в однокомнатной квартире в «Аламедине» (микрорайон на окраине Бишкека. — Прим. ИА REGNUM). Мое финансовое положение было бы гораздо лучше. И самое главное — я бы тогда смогла реализовать свое горячее желание жить где-нибудь в Европе.