Владимир Анатольевич Нaволоцкий, 88 лет, участник Великой Отечественной войны. Принимал участие в обороне полярных морских конвоев союзников на Севере, освобождал Заполярье

Лучший курсант Наволоцкий, 1943 год

Из войны в войну

— Был солнечный ясный день 22 июня 1941 года. Я работал в огороде, когда кто-то из знакомых подбежал ко мне и сказал, что началась война. Тогда я как раз окончил седьмой класс. После этого мама собрала меня и сестер и сказала, что началась война, поэтому опять будет мало еды. Пережив последствия русско-финской войны, члены моей семьи знали, что война — это страшный голод. Мы поехали в ближайшую столовую, но там уже всю пищу разобрали, и мы вернулись домой. Если бы в тот день я понимал, что нас ждет, то поступил бы по-другому: нам нужно было сразу начать копать хотя бы какие-нибудь коренья, собирать березовый сок. Но мы этого не сделали, поэтому доходило до того, что приходилось варить похлебку из хомута, из кожаных ремней, пропахших лошадиным потом. В начале войны я поступил в Устюжский речной техникум, работал штурвальным. Уже тогда мы сталкивались с последствиями военных действий — буксировали раненные в боях корабли. Там тоже был очень скудный паек. Бывало, мы шли на буксире и смотрели на траву, которая росла на берегу. Очень хотелось этой травы поесть.

В 1943 году нас призвали в армию. Мы с ребятами четыре дня шли пешком 100 километров. Еды у меня с собой не было. Я так ослабел, что последние десять километров просто полз. Потом была присяга. Перед ней к нам пришёл фронтовой корреспондент. Для фотографии замполит выбрал меня как лучшего курсанта. А я стою — шинель дырявенькая, шапка худая. Сняли с какого-то сержанта шинель, перешили мои погоны, дали мне нормальную шапку и только тогда сфотографировали. Потом я эту карточку маме послал, а она сохранила.

Бомбили ежедневно

— После присяги нас отправили в части, которые защищали полярные конвои союзников. Я служил в Архангельске. Мы круглосуточно разгружали корабли и охраняли грузы. При этом нас ежедневно бомбили — изо дня в день над нами летали вражеские самолеты. Помню, сгружали мешки с сахаром и мукой, а на куче этих мешков стоял вооруженный энкавэдэшник, который в случае чего мог стрелять на поражение. Паек там был лучше, чем в училище, но растущим организмам кусочка хлеба и жидкой похлебки не хватало. Мы работали по 15 часов в день. На разгрузке так уставали, что приходили в казармы, падали на деревянные нары, не снимая шинелей, и тут же засыпали до утра.

День Победы в госпитале — После Архангельска я воевал в частях Карельского фронта, освобождали Заполярье. 9 мая 1945 года я встречал в госпитале с воспалением легких. Помню, ночь, я лежу, дремлю — и тут все затопали, закричали: «Победа!!!» Выхожу в коридор, а там один из раненых солдат сидит за роялем и играет какой-то марш. Все, кто может, прыгают и веселятся. Это была первая ночь без войны.

В армии я служил до 1947 года. Затем поступил в Военно-медицинскую академию, служил врачом полка, токсикологом дивизии, преподавателем школы сержантов медицинской службы, главным токсикологом-радиологом Закавказского военного округа.

Владимир Нaволоцкий — автор свыше 120 научных трудов по вопросам военной медицины, действительный член Географического общества Академии наук СССР с 1960 года. Прослужил в армии 44 года. Награжден орденом Отечественной войны II степени, 22 медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За оборону Заполярья», «За победу над Германией»; знаками «За отличные успехи в работе высшей школы СССР», «Отличник здравоохранения».

В московской школе №1167 при его участии создан военно-медицинский музей. В Кичменгском Городке принимает участие в конференциях учителей-историков района, школьных олимпиадах, работе краеведческого музея. Серьезно занимается фотографией, сам снимает и монтирует видеофильмы (их у него более 90), пишет книги. Полковник медицинской службы в отставке, профессор, кандидат медицинских наук.

На вопрос, откуда он черпает силы и вдохновение, Владимир Анатольевич говорит: «Моя мама всю жизнь проработала учителем и говорила нам, детям, что главное в жизни — никогда не переставать учиться. Я учился всегда и везде и всегда был ультрадисциплинированным человеком. Это и сейчас мне очень помогает».