Глава БПЦ сообщил, что прихожане не воспринимают богослужение на белорусском языке
Белоруссия, 21 января, 2015, 03:00 — ИА Регнум. В Белорусском Экзархате РПЦ нет проблемы богослужения на иных языках, однако проблема перевода служб на «беларускую мову» политизируется и не способствует нормальной приходской жизни. Об этом 20 января на пресс-конференции в Минске заявил патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Заславский Павел, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
«Что касается введения белорусского языка в качестве богослужебного, то запретов церковных или канонических не существует на этот счёт», — сказал митрополит Павел, отвечая на вопрос о действиях прихожан, желающих перевода богослужения на «беларускую мову».
"Сразу хочу всех попросить: друзья мои: у нас в церкви не собираются подписи. Не надо этого делать, это не церковный метод. Если действительно люди хотят — обратитесь к настоятелю: «Батюшка, нельзя ли, чтобы вы служили у нас на белорусском языке?». У нас есть перевод богослужебных текстов — проблем никаких нет. Но надо желать это правильно — обратиться к настоятелю, а настоятель сам должен как пастырь добрый сделать оценку — будет это служить благу или нет. Потому что я знаю, что до моего приезда были случаи, когда объявляли в храме, что будут совершаться богослужения на белорусском языке — эти прихожане понимали, а те, кто не понимал — стали уходить из храма. Настоятель понял, что он остался в меньшинстве. Значит, надо применять какой-то иной подход к этому, значит, что надо сделать так, что, может быть, объявить: «Давайте, может быть, начнём с того, что у нас вот раз в неделю (богослужение будет проводиться на „беларускай мове“, — прим. ИА REGNUM), или начнём с ранней литургии, или раз в неделю. Потом посмотрим: будут люди ходить — значит, будем практиковать, если не будут люди приходить — значит, не будем практиковать». Везде должна присутствовать пастырская ответственность и пастырский подход", — сказал глава Белорусской православной церкви.
В качестве примера ухода верующих от «белорускомовных» богослужений глава БПЦ назвал минский приход Св. Петра и Павла, находящийся недалеко от Епархиального управления, где смелые эксперименты с языком служб проводились настоятелем прот. Георгием Латушко, опиравшегося на «сознательных» деятелей из братства «Трёх виленских мучеников» (никак не отреагировавших на установку в 2014 году памятника убийце мучеников в Витебске). Митрополит отметил, что прихожане «не уходили из церкви — они просто не приходили на эти богослужения, потому что им было непонятно, они стали ходить на другое богослужение — даже в этот храм, но просто на другое богослужение, где им было понятно, и это естественно».
Протоиерей
В итоге, отметил протоиерей, от таких преобразований страдают «люди, которые пришли в храм помолиться, которые привыкли молиться по-славянски». В храме, где он служит, Писание читается на «мове». Митрополит Павел добавил: проповеди, епитимии и послания читаются на «мове».
Патриарший экзарх подчеркнул: «Язык должен нас объединять». «Можно ввести белорусский язык и разогнать приход», — добавил протоиерей.
Как сообщало ИА REGNUM, прозападная оппозиция в Белоруссии резко враждебно восприняла назначение митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Белоруссии нынешнего главу БПЦ из-за того, что он не является уроженцем постсоветской республики. Позже откровенная травля предстоятель БПЦ сменилась осторожными позитивными откликами на заявление митрополита о начале изучения им «беларускай мовы». Русофобствующая прозападная оппозиция в Белоруссии периодически озвучивает идею о необходимости автокефалии БПЦ, отделения её от Московского патриархата с возможным переподчинением Вселенскому (Константинопольскому) патриарху Варфоломею. Данная идея под видом якобы имеющейся необходимости оформления «самоуправляемости» БПЦ получила скандальную известность 16 декабря 2014 года после общего собрания епархий Минской митрополии БПЦ. Митрополит Минский и Заславский Павел в эфире белорусского государственного телевидения Белоруссии 18 января дезавуировал данную инициативу, а 20 января не смог пояснить журналистам, кто же её на самом деле продвигает.