Каминг-аут министра иностранных дел Латвии Эдгара РинкевичаЕдинство»), совершённый им в минувший четверг, взволновал умы общественности и снова актуализировал дискуссию по вопросу о том, нужен ли Латвии закон о партнерских отношениях. В частности, директор по развитию политологического «Центра исследований Providus» Мария Голубева считает, что такой закон необходим и что он будет принят если не при этом составе Сейма, то в следующем, сообщает портал Lsm.lv.

Многие в Латвии сейчас гадают, почему Ринкевич сделал признание о своей гомосексуальности именно после того, как уже сложилась правящая коалиция, и ломают голову, что за ним стоит. «Почему он признался — думаю, потому, что часть населения и так считает, что должно быть равноправие в партнерских отношениях. Часть, хотя и не большинство. Теперь, конечно, не исключено, что оппоненты будут использовать это признание как „черный пиар“ против него и против его партии. Отвлекающий ли это маневр? Мне кажется, что это типичное для Латвии мышление в стиле теории заговоров: что всё делается, чтобы отвести глаза, кого-то ущемить, обидеть и так далее. Не думаю, что это могло быть основной причиной. Предполагаю, учитывая, что начало работы правительства совпадает с работой Сейма, министр выразил ту точку зрения, которую, как он считает, правительство должно поддерживать», — сказала Голубева.

На вопрос о том, не повредит ли явление на внешнеполитической арене министра-гея отношениям Латвии с Россией, чье общество, дескать, настроено «крайне гомофобски», представитель «Центра Providus» ответила, что этим отношениям «уже мало что может навредить, главным образом, по причине поведения самой России». Также Мария Голубева заявила, что латвийское общество более консервативно, чем в странах Западной Европы и в Скандинавии, но оно меняется: «Мы видим много изменений в последние годы. Меняется отношение к социальной роли мужчин и женщин, мы больше женщин видим на руководящих должностях. У нашего общества есть шанс стать более либеральным».

Она также призвала помнить о том, что дискриминации может быть подвергнут и гетеросексуальный союз: «Равенство прав в таких вопросах, как возможность зарегистрировать свои партнерские отношения, должно быть обеспечено государством. Об этом заговорили после того, как вдове спасателя из Золитуде отказали в помощи (речь идет о решении суда по делу гражданской жены спасателя, погибшего год назад при извлечении людей из-под завалов рухнувшего ТЦ Maxima в рижском районе Золитуде. Существование их отношений не признали, и теперь истица не имеет права на компенсацию — прим. ИА REGNUM). В незарегистрированных браках рождаются дети — и если кто-то из родителей вдруг умирает, дети ничего не получают, как и фактические супруги. Это свидетельствует о том, что подобный закон необходимо принять. А если его распространить только на двуполые пары — это дискриминация. Что такое регистрация партнерских отношений? Это просто два человека, которые выбрали жить вместе. Но они должны иметь право на защиту закона, если близкий человек попадает в больницу и т.д.»

Каковы перспективы принятия такого закона, пока неясно. Голубева пояснила: министр юстиции от Национального cоюза VL-ТБ/ДННЛ достаточно негативно относится к идее. Но VL-ТБ/ДННЛ вряд ли может выйти из коалиции, потому что не «имеет в рукаве другого варианта» остаться у власти, так что ему придется сотрудничать. «Общие тенденции прослеживаются достаточно четкие. В течение двух ближайших созывов, думаю, закон примут. Ценностные вопросы коалиции не разваливают — обычно разваливают их другие моменты, связанные с распределением ресурсов и власти», — считает директор по развитию Центра исследований Providus.

Добавим, что политолог Айгар Фрейманис, рассуждая о взволновавшем всех каминг-ауте Эдгара Ринкевича, заявил порталу Ves.lv: «Мне трудно увязать поступок Ринкевича, как с внутри-, так и внешнеполитическим контекстом. На мой взгляд, он руководствовался глубоко личностными побуждениями. У меня нет уверенности, что в его поступке имеется политический подтекст. Но я не отрицал бы, что против Ринкевича готовилась такая информация, и он действовал на опережение. Если бы источник был бы другой, а не он сам, то и возможности интерпретации этой информации оказались бы другими».

По мнению Фрейманиса, Ринкевич не особенно рискует. «По слухам, Ринкевич тяготел к таким вещам. Об этом говорится уже года три-четыре и делались различные спекуляции по поводу возможных партнеров. Но, несмотря на вяло скрываемые гомофобские настроения в обществе, реакция на заявление Ринкевича была скорее со знаком „плюс“. На Западе достаточно много видных политиков не скрывают своей гомосексуальной ориентации. При общей толерантности в ЕС, мне кажется, он ничего не теряет. Но таким образом он лишает возможности повлиять на него и на его репутацию», — сказал Фрейманис.

Он также отметил, что Ринкевич «попадает в общую струю», продолжая ряд заявлений, сделанных ранее главой корпорации Apple Тимом Куком, российским банкиром Олегом Тиньковым. Эксперт напомнил и о состоявшемся в октябре Синоде католических епископов в Риме, на котором был поднят вопрос об отношении церкви к однополым отношениям. Синод не принял никакой резолюции, но, как отметил глава католической церкви в Латвии, архиепископ Збигнев Станкевич, Ватикан не собирается отказываться от традиционного взгляда на брак и семью.

Отвечая на вопрос, как может отразиться поступок Ринкевича на позициях правительства и «Единства», Фрейманис ответил: «Чисто внутриполитически и внутрипартийно Ринкевич сделал благое дело. Внутри „Единства“ растет группа, именующая себя либеральной. Это группировка Илзе Винькеле, которая уже обнаружила себя при избрании главы парламентской фракции „Единства“. Но, как только Ринкевич сделал каминг-аут, все стали его хвалить. То есть, ему удалось сплотить партию. Конечно, это только один вопрос. В целом климат в „Единстве“ сейчас неблагоприятный».