Частные компании из России и Белоруссии с участием партнёра из КНР при поддержке Делового клуба Шанхайской организации сотрудничества создали опытный образец беспилотного катера: корпус из композитных материалов китайского производства создан в Санкт-Петербурге, а система управления - в Минске. Об этом рассказали создатели первого в СНГ многоцелевого морского беспилотного комплекса во время его презентации, состоявшейся 25 ноября под Минском на Цнянском водохранилище, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Катер спроектирован и построен российской группой компаний "Композитное Кораблестроение" (г. Санкт-Петербург), специализирующейся на производстве скоростных катеров - пассажирских и специального назначения. В производстве использованы полимерные материалы (на основе стеклопластика) китайской компании Sino Polymer, продукция которой ориентирована на сферы кораблестроения, машиностроения, авиастроения и энергетики, в т.ч. атомной. Белорусская компания ООО "КВАНД ИС" разработала программное обеспечение и систему автоматического управления беспилотным катером, ранее успешно апробировав свои разработки при производстве белорусского беспилотного летательного аппарата.

Беспилотный катер может базироваться как на побережье, так и на обитаемом судне. Он управляется через пульт дистанционного управления и представляет собой многофункциональный комплекс, оснащённый видеокамерой, гироскопами, системой GPS и другим оборудованием. При необходимости на нём может быть установлено специальное оборудование, полезное для пограничников, спасателей и других служб. В ходе презентации на Цнянском водохранилище был продемонстрирован комплекс управления катером и сам катер. До этого возможности катера были продемонстрированы в июне, а после презентации в Минске катер ждёт демонстрация в Москве и Пекине.

"Этот беспилотный комплекс - пример интеграции стран-участниц Делового клуба Шанхайской организации сотрудничества, а также результат сотрудничества конкретных компаний",- отметили организаторы презентации.

Заместитель директора делового Клуба Шанхайской организации сотрудничества Владимир Горбановский в ходе презентации отметил, что в стадии регистрации находится белорусское отделение Делового клуба ШОС, что позволит реализовывать больше инновационных проектов, "так как Шанхайская организация сотрудничества - это очень перспективная структура, которая завоевывает своё место в мире и умеет сообща создавать самые современные продукты".

Директор белорусской компании ООО "КВАНД ИС" Сергей Тыцык в свою очередь отметил, что его небольшое предприятие неожиданно для себя вышло на межгосударственный уровень. "Это переосмысление бизнеса, формата общения между специалистами. Открывается перспектива. ШОС меняет мировоззрение бизнесменов и учёных", - отметил он, рассказывая об успехе сотрудничества с зарубежными коллегами при реализации проекта по созданию беспилотного катера. Сотрудничество в рамках ШОС позволяет обогатить знания и повысить культуру труда, создавать "продукт более серьёзный с пониманием того, что надо вообще в мире и чем интересуются", - добавил директор белорусской компании.

Председатель правления российской группы компаний "Композитное Кораблестроение" Сергей Волошенко рассказал журналистам об особенностях применения композитных материалов в кораблестроении, в частности - российским предприятием при создании продемонстрированного беспилотного катера. По его словам, главной тенденцией в мировом кораблестроении можно считать уход от применения стали и алюминия при изготовлении судов при расширении использования композитных материалов. Такой подход, пояснил Волошенко, позволяет значительно повысить характеристики новых кораблей, в частности - веса (что отражается на расходе топлива), а также существенно снизить временные и финансовые издержки при производстве.

"Появляются возможности ухода от проблемы коррозии - там, где корпус находится в агрессивной среде - морской воде. Появляется возможность для создания уникальных форм различных частей корпуса", - сказал он. Применение композитных материалов позволяет в целом "получать существенные характеристики и преимущества" таким кораблям по сравнению с сделанными в стальных корпусах, отметил Волошенко.

По словам Волошенко, 25 ноября журналистам представлена первая, опытная модель. После того, как её передадут в эксплуатацию "заинтересованным структурам" разработчики соберут необходимые данные для того, чтобы довести беспилотный катер "до уровня высокотехнологичной, безупречной работы". В перспективе планируется расширение функций опытного образца до многоцелевого морского беспилотного комплекса, который может быть востребован в самых различных сферах как на море, так и на других водных пространствах.

Руководитель Делового клуба ШОС в Евросоюзе Иллиас Метикидис в свою очередь сказал: "Данный проект "беспилотника" - это как раз показатель того, как можно от конкуренции перейти в синергию, в кооперацию. В декабре мы начинаем с компанией "Композитное Кораблестроение" на базе одной из греческих верфей (как вы знаете, Греция - страна с высокой культурой кораблестроения) строительство первых, пилотных судов". По словам Метикидиса, заказчики на данную продукцию уже есть - из европейских стран и не только. Он отметил также, что прогнозируется рост спроса со стороны заказчиков, заинтересованных именно в беспилотных судах.

"Сегодня Европа, в целом человечество нуждается в инновационных продуктах. Пример успешной кооперации компаний из России, Китая и Белоруссии - это тот продукт, который мы увидели все вместе", - подчеркнул руководитель Делового клуба ШОС в Евросоюзе, оценивая только что состоявшуюся презентацию беспилотного катера на Цнянском водохранилище.

"Мы хотим выступить тем "мостом", который продвинет инновационные продукты стран ШОС на европейском континенте. У нас есть все перспективы для того, чтобы подобные проекты имели успех", - заявил Метикидис. Он выразил уверенность, что с таким научным потенциалом, который продемонстрировали три страны ШОС в рамках проекта по созданию морского беспилотного комплекса, "мы просто обречены на успех".