Промежуточные итоги преподавания курса "Основы религиозной культуры и светской этики" в школе подвели участники "круглого стола" в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Участники мероприятия выразили мнение, предмет пока ещё слишком сырой и может даже представлять некоторую опасность.

Редактор отдела образования газеты "Комсомольская правда", Александр Милкус обратил внимание на поступление писем в редакцию из-за введения предмета под названием ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики). После ознакомления с ними он предположил, что пока вместо того, чтобы добиться сплочения и толерантности, происходит разобщение. Особенно он отметил тот факт, что не хватает педагогов, которые могли бы преподавать все шесть модулей программы, а не только православие. Напомним, что модули включают в себя "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики".

В защиту программы выступил доктор педагогических наук, заведующий лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской Академии образования Игорь Метлик: "Те проблемы, которые были озвучены в начале беседы, уже наблюдались в 19 экспериментальных округах. Но мы никогда не добьёмся того, чтобы поддержка было стопроцентной". Он уверен, что предмет не только не разделил школы, но и сплотил. На данном этапе он ощутил "тревожность, умноженную в три раза", поскольку речь идёт уже не о 20 регионах. Метлик уверен в том, что через год будут обсуждаться положительные результаты.

Руководитель Центра образовательных проектов издательства "Просвещение" Александр Данилюк не разделяет оптимистичного настроения коллеги. Он отметил, что выбранные экспериментальные регионы были лучшие из имеющихся, такие как Марий-Эл, которые даже сами просились участвовать. "Проблема, скорее, в некоторой психологической неподготовленности учителей. Курсы повышения квалификации охватывают далеко не всех. Сначала готовят "тьюторов", потом эти "тьюторы" готовят других учителей, но зачастую "тьюторы" бывают и сами неподготовлены. После того, как учительница сказала, что нельзя есть мясо в пост, иначе можно попасть в ад, итогом стал отказ ребёнка есть мясо вообще. Я не разделяю мнение, что всё будет так хорошо. А в Москве идея духовного воспитания воспринимается не так хорошо, как в регионах", - полагает Данилюк.

Данилюк также сообщил, что у учителя уходит на подготовку к уроку около 3-5 часов. "Сейчас учителям будет дано методическое пособие. Мы также планируем сделать шесть электронных учебников. И эту проблему мы совершенно точно закроем в 2013 году", - считает Данилюк.

Автор учебника по иудаизму Михаил Членов рассказал о множестве проблем, которые нашёл в предмете: "Изначально я являлся сторонником доведения основ религиозных знаний до учеников средней школы, но идея преподавания в 4-м классе мне не нравилась. Однако я надеюсь, что со временем это будет перенесено на хотя бы 6-й класс". Кроме того, Членов поделился и опытом чтения лекций для "тьюторов". "Присутствующие коллеги рассказывали о православном модуле, а преподавая иудаизм, я столкнулся с тем, что многие не знают о нём ничего. В небольших лекциях на два часа, я не мог донести всего. Большинство "тьюторов" не иудеи, а христиане, и как дальше проходит обучение, я не знаю".

Кроме того, Членов раскритиковал сам факт выбора предмета целым классом. "Мой внучатый племянник и его класс решили, что они будут изучать светскую этику. Но ведь каждый не может сделать выбор!", отметил автор учебника. "Поэтому пока программа демонстрирует свою нежизнеспособность", - резюмировал Членов. Он также считает, что надо было вводить просто основы мировых религий. "Скажем, ребёнок изучает иудаизм, а как он изучит ислам и христианство? Мы видим пока торжествующее шествие светской этики, свидетельствующее о низком уровне религиозности россиян", - заявил он.

Анастасия Кудрина, представляющая Федерацию еврейских общин России, предположила, что надо изучать все религии, а не одну. После чего разгорелись диспуты, в чём, вообще, смысл этого урока - в цели, которая звучит, как "близость культуры нашей семьи к данной конфессии", или для того, чтобы понять соседа, который молится по-другому. Главная опасность неготовности программы, по мнению Кудриной в том, что религия вещь - бескомпромиссная. "Неверное преподавание может привести к отрицанию и даже не своей, а чужой религии", - считает она. Напомним, что с сентября в дневниках у школьников 4-5-х классов появились новые аббревиатуры - ОПК, ОСЭ, ОМРК, ОИК, ОБК, ОИК... Все это сокращенные названия шести модулей ставшего обязательным предмета ОРКСЭ - Основы религиозных культур и светской этики.