Британский кинорежиссер, писатель, художник Питер Гринуэй будет искать в России и в Санкт-Петербурге актера на роль Эйзенштейна - планы для съемок римейка по фильму Висконти "Смерть в Венеции", а также примет участие в благотворительном аукционе в пользу детей-жертв ДТП. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 15 июня, Гринуэй рассказал журналистам в Санкт-Петербурге.

Гринуэй сообщил, что, хотя он бывал в России, но в Санкт-Петербурге впервые. Режиссер уже 16 лет живет в Амстердаме и намерен половину фильма-римейка по "Смерти в Венеции" снимать в Венеции, а другую - в Санкт-Петербурге. Он прекрасно осведомлен о том, какое значение придавал основатель Санкт-Петербурга Петр Первый другому городу на воде - Амстердаму. Гринуэй также видит связь трех городов, построенных на воде - Венеции, Амстердама и Санкт-Петербурга. Пока рабочее название будущей картины - "Еда за любовь".

За пять дней, что мастер пробудет в Санкт-Петербурге, Гринуэй представит ретроспективу своих фильмов, встретится с петербуржцами в Музее современного искусства "Эрарта", выступит с лекцией "Кино умерло! Да здравствует кино!".

Гринуэй, который в юности был навсегда поражен киномастерством Сергея Эйзенштейна, задумал снимать фильм о нем и ищет русского, но англоговорящего актера, поэтому в Санкт-Петербурге Гринуэй также будет проводить нечто вроде кастинга. Английский язык для артиста, который будет претендовать на роль Эйзенштейна, важен - фильм Гринуэй посвятит мексиканскому периоду творчества Эйзенштейна, съемки также будут проходить там, хотя, как подчеркнул мастер, "часть диалогов будет на русском". "Актеру должно быть 33-35 лет и он должен быть похож на Эйзенштейна, потому что мы будем снимать "под кинохронику" и на фоне хроники и подлинных фото, то есть на фоне самого Эйзенштейна", - сообщил Гринуэй.

Гринуэй, подчеркивая новаторство Эйзенштейна, отметил, что, если бы Эйзенштейн жил в наши дни, то обязательно использовал бы в своей работе современные технологии: "Он воплощал на экране то, что казалось невероятным, поэтому мы в фильме также будем использовать новые технологии, живя в эпоху YouTube и лэптопов, не использовать это было бы неразумно". В частности, будет использована техника мультиэкрана, о которой Эйзенштейн еще в 1929 году беседовал в Берлине с новатором кино Абелем Гансом. "Наш фильм будет нашим манифестом - кино в том виде, в котором оно существует ныне - умерло! - заявил Гринуэй. - Поэтому мы обращаемся на новом витке эволюции к творчеству человека, который во многом и положил начало кинематографу, мы будем искать начало нового витка, по которому пойдет кино".

Снимать Эйзенштейна в Мексике Гринуэй решил, потому что это, по мнению режиссера, позволит "максимально передать роль и вес Эйзенштейна в мировой культуре". К тому же в Мексике Эйзенштейн был "вырван из привычной обстановки", что, безусловно, интереснее. И еще - тогда Эйзенштейн пережил два самых больших своих провала - он был отвергнут Голливудом и у него не получилось "этнографическое кино о Доколумбовой Мексике". "Но именно провалы формируют характер человека", - уверен Гринуэй.

Гринуэй не согласен, когда журналисты навешивают ярлыки - "посмодернист" он или нет. Он вообще против ярлыков. Не согласен мастер и с утверждением о смерти живописи: "Художник - это самое важное, что есть на Земле".

О благотворительной части программы - аукционе, который состоится 18 июня, Гринуэй сказал, что "искусство неотделимо от добра, а, значит, и от благотворительности". Мастер напомнил, что еще Микеланджело помогал медицинским учреждениям Рима, а у "Эйзенштейна дети в каждом фильме". У самого Гринуэя четверо детей, причем один из них болел астмой и режиссер знает - каково с ребенком по больницам.

Благотворительный аукцион состоится 18 июня - на торги будут выставлены картины самого Гринуэя, известных художников и скульпторов. Вырученные средства, как пояснил учредитель "Первого медицинского Пантелеймоновского фонда" врач-нейрохирург высшей категории Андрей Ляпин, будут направлены на улучшение помощи детям-жертвам ДТП.

В планах организаторов визита Гринуэя в Санкт-Петербург - создание документального фильма о пяти днях Гринуэя в Санкт-Петербурге.

Галина Артеменко