Расстрел "минских террористов": реакция из Белоруссии, России и ЕС
Москва, 18 марта, 2012, 19:54 — ИА Регнум. В Минске 16 марта был приведён в исполнение смертный приговор в отношении Владислава Ковалёва и
Напомним, 30 ноября 2011 года Верховный суд Белоруссии приговорил Коновалова и Ковалёва к расстрелу за совершение взрывов в Витебске и Минске, а также ряд других преступлений. Самым громким из эпизодов рассмотренного дела стал теракт в минском метрополитене, совершённый 11 апреля 2011 года, в результате которого погибли 15 человек и около 200 получили ранения (в т.ч. граждане России). Решение суда, как указывалось в официальных комментариях, окончательное и обжалованию не подлежит, что не остановило мать Ковалёва от попыток добиться хотя бы приостановки приведения приговора в исполнение: она обратилась в Комитет ООН по правам человека, а Комитет, в свою очередь, направил обращение к властям Белоруссии не приводить приговор в исполнение до рассмотрения данного дела по существу. Кроме того, Ковалёва обратилась за поддержкой в
С весны государственные СМИ Белоруссии называли подозреваемых террористами, достойными смертной казни - тиражировались тенденциозные комментарии официальных и анонимных экспертов, якобы случайных прохожих из различных населённых пунктов Белоруссии. Однако в белорусском обществе до сих пор нет однозначного мнения о правомерности выводов следствия, и в нём сильны позиции сторонников отмены смертной казни как таковой. Точных данных об общественных настроениях нет по причине отсутствия результатов исследований независимых белорусских социологов. По данным литиовского НИСЭПИ (независимого аналитического центра в Вильнюсе, нелегально проводящего в Белоруссии различные соцопросы), большинство граждан Белоруссии сомневаются в официальной версии теракта 11 апреля 2011 года. Ряд жертв теракта, присутствовавших на судебном процессе по "делу Коновалова-Ковалёва", не согласились с выводами следствия. В оппозиционной прессе были опубликованы многочисленные материалы, ставящие под сомнение выводы следствия и обоснованность решения Верховного суда.
Первым поступило известие о расстреле Ковалёва - со ссылкой на сестру осуждённого Татьяну Ковалёву, которая зачитала по телефону датированное 16 марта и полученное утром 17 марта письмо из Верховного суда Белоруссии. Отметим, что извещение было доставлено из Минска в Витебск с необычайной скоростью - менее чем за сутки, тогда как обычно письмо из Минска в областные центры идёт около трёх дней. По словам сестры расстрелянного (по официальным данным, иной вид смертной казни в Белоруссии не практикуется) письмо достала из почтового ящика мать Владислава - Любовь Ковалёва.
Во второй половине дня 17 марта ряд российских СМИ сообщили о том, что, вероятно, расстрел Ковалёва и Коновалова был совершен в один день, а вечером 17 марта белорусские СМИ со ссылкой на вечерний выпуск новостей гостелеканала ОНТ проинформировали о казни Ковалёва и Коновалова как о свершившемся факте. Другие государственные СМИ старательно игнорировали событие дня, сообщая об автокатастрофе в Бразилии, авиакатастрофе в Норвегии, ямочном ремонте минских дорог и т.п. В новостных выпусках гостелеканалов 18 марта информационное сообщение о казни Ковалёва и Коновалова отсутствовало.
Государственное телевидение Белоруссии (Агентство теленовостей
Политики
Ещё не зная о приведении приговора в исполнение, политики Евросоюза направили официальному Минску призывы не применять её в отношении Ковалёва и Коновалова. Так, 16 марта в Копенгагене пресс-службой Парламентской Ассамблеи Совета Европы было распространено заявление председателя
Председатель
Получив известие о казни Ковалёва, 17 марта глава Европарламента выразил соболезнование семье казнённого, обеспокоенность судьбой Коновалова и призвал официальный Минск "немедленно ввести мораторий на смертную казнь". Шульц высказал глубокое сожаление по поводу того, что "власти Белоруссии не прислушались к неоднократным призывам Евросоюза и международных организаций по правам человека отказаться от применения смертной казни". Он призвал власти Белоруссии вернуть тело казнённого семье, т.к. это противоречит принципу уважения к человеческому достоинству. "Захоронение его в анонимной могиле просто позорно и неприемлемо для Европы XXI века", - заявил Шульц.
Получив известие о казни Ковалёва, 17 марта министр иностранных дел Германии
Реагируя на сообщения о казни Коновалова и Ковалёва, 18 марта председатель ПАСЕ напомнил о том, что Ассамблея неоднократно призывала официальный Минск отложить исполнение приговора. "Были совершены непоправимые действия. Белорусские власти в очередной раз остались глухи к многочисленным призывам международного сообщества совершить милосердие. Смертная казнь является жестокой и ненужной, варварской практикой наказания, которой нет места в цивилизованном обществе", - заявил Миньон, комментируя казнь осуждённых. Он выразил свои соболезнования семьям казнённых и напомнил о том, что остались вопросы по справедливости вынесенных Коновалову и Ковалёву приговоров.
Не менее жесткое заявление 18 марта сделал уполномоченный правительства ФРГ по правам человека
17-18 марта около посольств Белоруссии в Москве, Брюсселе, Вильнюсе состоялись акции протеста в ответ на приведение в исполнение смертного приговора в Минске. В Москве к посольству принесли цветы и лампады, в Брюсселе расписали гранитную ограду посольства, а в Вильнюсе заковали решетку посольства наручниками. В Минске также была отмечена попытка возложить цветы у портрета казнённого Ковалёва, установленного у мемориального знака погибшим в теракте 11 апреля 2011 года на ст. метро "Октябрьская".
Внимание к "делу Коновалова-Ковалёва" европейские политики проявляли постоянное, осудив как вынесение смертного приговора, так и намерение привести его в исполнение. Так, 16 февраля европарламентарии приняли резолюцию, в которой содержится призыв к Лукашенко помиловать приговоренных к расстрелу по обвинению в терроризме Коновалова и Ковалева, а также ввести мораторий на смертную казнь в Белоруссии. Депутаты Европарламента констатировали: Белоруссия является единственной страной в Европе, в которой не введен мораторий на смертную казнь и приводятся в исполнение смертные приговоры.
Вскоре, 17 февраля МИД Белоруссии отреагировал на резолюцию Европарламента, отметив: "
Тем не менее, 24 января глава Европарламента Шульц в очередной раз выразил негодование по поводу приговора "минским террористам" Ковалеву и Коновалову. Такую же позицию по "делу Коновалова-Ковалёва" занимал предшественник Шульца на посту председателя Европарламента -
Ещё ранее, 1 декабря 2011 года Верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон призвала официальный Минск ввести мораторий на смертную казнь. Комитет министров Совета Европы и ряд других евроструктур, а также международные организации и ряд конфессий призвали власти Белоруссии отказаться от смертной казни. Введение моратория на смертную казнь является обязательным условием для восстановления статуса спецприглашенного для Белоруссии в ПАСЕ.
К отмене смертной казни или мораторию на её применение официальный Минск призывали многочисленные общественные организации. Вскоре после вынесения расстрельного приговора Коновалову и Ковалёву, 9 декабря 2011 года представитель организации
Неоднозначную позицию по применению смертной казни к Коновалову и Ковалёву заняла официальная Москва. "Моя личная точка зрения: на такие жестокие вещи по отношению к людям должен быть адекватный ответ, и нам демократическая Америка в этом смысле дает адекватный пример", - заявил посол России в Белоруссии
Ранее, 30 ноября Кучерена заявил о собственной позиции по вопросу вынесения смертного приговора осужденным за терроризм Коновалову и Ковалёву. "Сообщение о смертном приговоре в Минске вызывает оторопь. В центре Европы в 21 веке - это нонсенс. Это какое-то средневековье, не хватает только картинки с эшафотом. Если их вина действительно доказана, то, думаю, пожизненное заключение доставило бы им не меньше моральных мук и страданий. В Белоруссии, как мы знаем, и так непростые отношения между обществом и государством. Потому не стоит принимать решения, которые еще более обостряют обстановку", - говорится в комментарии, размещенном на сайте палаты.
Как сообщало ИА REGNUM, процесс по "делу Коновалова-Ковалёва" длился с 15 сентября по 30 ноября: 25-летние жители белорусского города Витебска, рабочие Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев были приговорены к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в организации взрывов в Витебске и Минске. В самой республике итоги процесса по делу "Коновалова-Ковалёва" вызвали неоднозначную реакцию. Ряд экспертов выразил сомнения в выводах следствия и правомерности вердикта Верховного суда. Ковалёв и его мать обратились к Александру Лукашенко с просьбами о помиловании.
Напомним, 15 декабря Комитет ООН по правам человека зарегистрировал индивидуальное сообщение о нарушении права на жизнь и право на справедливый суд от имени Любови Ковалевой - матери приговорённого Верховным судом Белоруссии к расстрелу
Также напомним, в ноябре 1996 года на республиканском референдуме граждане Белоруссии высказались по семи поросам, предложенным конфликтующими президентом и парламентом. За отмену смертной казни высказались около 18% проголосовавших, против - около 80,5% (около половины населения - почти 5 млн чел.).