Санкт- Петербург переживает третью в ХХI веке смену руководителя. 22 августа уезжающая в Москву экс-губернатор Валентина Матвиенко отчиталась перед журналистами о своих успехах, оппозиция в очередной раз заявила, что полагает ее худшим руководителем Петербурга.

Не претендуя на полноту анализа и опираясь только на официальные данные и мнения опрошенных ИА REGNUM экспертов, рассмотрим экономические итоги жизни Санкт-Петербурга во время правления Матвиенко. По большинству позиций сравниваются данные полных 2004-го и 2010-го годов - их Валентина Матвиенко начала и закончила полноценным губернатором.

Монополия в сфере торговли

По итогам 2004 года промышленные предприятия Санкт-Петербурга произвели продукцию различного назначения на общую сумму 341,8 млрд. рублей, в 2010-м - на сумму 1 461 млрд, рост - почти в 4,3 раза.

Впрочем, по мнению директора Высшей школы экономики в Петербурге Александра Ходачека, это достижение не стоит заносить только в смольнинский актив: "Последние 8 лет были тучными не только для Санкт-Петербурга, то и для России, поэтому все макроэкономические показатели находятся на весьма высоком уровне, вне зависимости от деятельности администрации".

Зато за эти годы существенно изменилась картина петербургской промышленности. К началу правления Валентины Матвиенко двумя ее китами были машиностроение (35,4% от общей структуры отгруженных товаров) и пищевая промышленность (30,1%). Кстати, эти цифры почти полностью повторяют структуру времен правления Владимира Яковлева: тогда "пищевка" иногда даже вырывалась вперед. Но к финалу правления Матвиенко картина изменилась: машиностроение остается впереди (33,3%), а вот "пищевка" просела в два раза(15,8%), следом идут электроэнергетика (с почти 10 процентами) и металлургическая продукция (8,0%).

Эксперты разошлись во мнениях относительно оценки этого перекоса. Так, Нина Одинг, руководитель исследовательского отдела "Леонтьевского центра" ничего страшного в этом не видит: "Пищевая промышленность и машиностроение - это две непересекающиеся отрасли. "Пищевка", при всех картелях и сговорах, все же существует в рамках рынка. Машиностроение же обладает достаточно длительным циклом использования и живет за счет выпрашивания субсидий и госзаказов. Пищевая промышленность упала после кризиса, когда начала расти конкуренция, и предприятия испытывали трудности рыночного существования". Александр Ходачек считает наоборот: "Это явный минус. Объемы пищевой промышленности упали из-за того, что к нам пришел ритейл. Он сегодня занимает 80% рынка товаров народного потребления да и вообще потребительского рынка в Петербурге. Фактически мы можем говорить о монополии в сфере торговли".

Стройка без удивления

В 2004 году в Петербурге в строй было введено почти 28 тысяч квартир, общей площадью 2 млн. кв. м. При этом 85% из них (23,5 тысячи квартир) сооружалось за счет частных инвесторов. За счет собственных средств и с помощью кредитов банков горожане построили и 342 индивидуальных жилых дома.

В 2010 году картина эта изменилась не сильно: было построено почти 43 тысячи квартир общей площадью 2,6 млн. "квадратов". Но зато за счет частных инвестиций введено 79,5% жилья, то есть чуть более заметную роль на рынке стали играть бюджетные средства.

Генеральный директор компании "Финам-Нева" Сергей Гурьев объясняет, что "замедление темпов строительства в первую очередь связано с кризисом 2008-го года. Когда не стало заемных денег, все стройки встали. Половина квартир в городе - инвестиционные, и когда цены на жилье остановились, покупать стали меньше и строить тоже. Ничего удивительного в этом нет".

Александр Ходачек видит в этом еще одну большую проблему: "После кризиса рынок сжат, ценовые характеристики существенно изменились. Жилье стало недоступным для многих жителей города. С другой стороны, нет новых пятен под застройку, а деньги на социальное строительство и инженерную инфраструктуру всегда задерживались". >"Лоббистские" доходы

Общая сумма доходов городского бюджета в 2004 году составляла 87 млрд. рублей. Расходы были запланированы на уровне 91 млрд., но в реальности были исполнены на 77,5 млрд. рублей. К 2011 году доходы бюджета Петербурга выросли до 347 млрд. рублей, расходы - до 358 млрд. По сути, и здесь показан четырехкратный рост.

Нина Одинг: "Городские финансы растут в том числе за счет федеральных денег - через прямые вложения в суперпроекты, налоговые отчисления от перерегистрировавшихся здесь компаний. В принципе, это положительно говорит о лоббистских способностях администрации. Почти весь инвестиционный фонд страны идет в Петербург. И единственный риск в том, что наши долгострои встанут. Хотя и это, в принципе, пережить можно. С другой стороны, подобные деньги рождают ситуацию бесконтрольного использования. Вдобавок, любой авторитарной власти нужны гигантские проекты, как зримые памятники своего правления. Аналог "египетских пирамид"".

Сергей Гурьев: "Да, Москва помогала, но ведь с Москвой тоже надо договариваться уметь. То, что доходы города выросли - это заслуга Матвиенко, ведь доходы - это налоги, а крупные налогоплательщики пришли в город при ней".

Деньги из тени

По данным территориальных органов федеральной налоговой службы, в 2004 году поступления от налогов составляли в Петербурге 108,8 млрд. рублей. В общем объеме налоговых платежей в городе первое место делили поступления от налога на прибыль организаций (их доля составляла 25%) и налог на доходы физических лиц (24,9%); следом шли поступления от НДС (23,1%).

В 2010-м налоговые поступления в бюджетную систему выросли втрое и составили 344 млрд. рублей. На первое место в налоговой структуре уверенно вышел налог на доходы физических лиц (35,2%), налог на прибыль организаций (26,1%) сегодня занимает лишь вторую позицию.

Эксперты расходятся во мнении о причинах такой трансформации. Так, директор Центра стратегических разработок "Северо-Запад" Владимир Княгинин ничего особенного в ней не видит: "То, что подоходный налог физический лиц стоит на первом месте в строчке доходов бюджета - абсолютно естественная ситуация, она характерна для всех городов. Эта пропорция и дальше будет сохраняться, пока не введут налог на недвижимость". Нина Одинг объясняет ее тонкостью налоговой отчетности: "Поступления от налога на прибыль меньше просто потому, что его легче спрятать. К тому же, после кризиса множество послаблений для предприятий. Так что это объяснимо". Схожую оценку дает и Сергей Гурьев: "Есть такая тенденция в экономике: перенос налогового бремени с предприятия на граждан после кризиса. К тому же, повышение доходов в бюджет от доходов физических лиц говорит о том, что зарплаты выходят из тени. Это тоже, наверное, хорошо".

Больше налогов - больше кредитов. По крайней мере, именно такой вывод напрашивается после изучения экономической статистики Петербурга: в 2004 году объем кредитов, предоставленных городскими кредитными учреждениями предприятиям и населению, составлял (по данным ГУ Банка России) 180 млрд. рублей, сегодня эта цифра увеличилась почти в 6 раз - до 1,05 млрд. рублей.

А вот в собственное будущее компании вкладывают более скромные средства. По данным Петростата, в 2004 года крупными организациями было направлено 79,3 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. К 2011 году рост тоже был, но не такой большой, как по остальным экономическим параметрам, - в 3 раза, до 213,4 млрд. рублей.

Безработица меньше

К концу 2004 года в органах Государственной службы занятости Петербурга на официальном учете состояли 54 тысячи человек "не занятых трудовой деятельностью". 20 тысяч имели статус безработного. К концу июня 2011-го эти показатели заметно снизились: 26 тысяч на учете, безработными из них признаны 15 тысяч.

Александр Ходачек: "Не стоит забывать о фокусах статистики: если считать безработных по стандартам Международной организации труда, их получится больше. К тому же, на биржу труда отправляются далеко не все горожане, остающиеся без дела".

Зарплаты все выше

Денежные доходы, полученные петербуржцами в 2004 году, составляли, по данным Петростата, 480,8 млрд. рублей. К 2011 году эта цифра выросла в 2,6 раза - до 1,27 миллиардов. Еще большими темпами (в 3,34 раза) росла средняя зарплата: если в 2004-м она равнялась 8 625 рублям, то к июню 2011-го поднялась до 28 870 рублей.

Еще один плюс - сократившийся (по крайней мере, по официальным данным) разрыв между самыми богатыми и самыми бедными горожанами. В 2004-м он превышал 5 раз. Тогда наибольшие средние зарплаты фиксировались в финансовой сфере (20 113 рублей), наименьшие - в торговле и общественном питании (3 830 рублей). Сегодня этот разрыв сократился до 3 раз (52 343 р. - средняя ставка в отрасли "финансовая деятельность" против 16 791 р. в дошкольном и начальном общем образовании).

"Центр потребления"

Вместе с ростом зарплат почти синхронно увеличивалось и потребление. В 2004 году население города приобретено товаров на 202,5 млрд. рублей. К 2010 году этот показатель вырос в 3,4 раза до уровня 695 млрд.

При этом чуть больше денег петербуржцы стали тратить на еду - как в магазинах, так и в кафе с ресторанами. Так, доля пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия) в обороте розничной торговли в 2004-м составляла 39%, в 2010-м на нее приходилось уже 42,9%.

В 2004-м предприятиями общественного питания реализовали продукции на 10 млрд. рублей, в 2010-м - на 43,5 млрд. По этому поводу среди экспертов разгорелась любопытная дискуссия. Александр Ходачек: "То, что люди тратят много денег и не держат в банках - так они просто вынуждены это делать. Еще хорошо, что после кризиса доходы людей не снизились". Сергей Гурьев: "У людей просто еще не все куплено для обеспечения нормального уровня жизни. Люди начинают копить, вкладываться в банки, только когда у них все куплено. Но я бы не стал говорить, что петербуржцы не верят банкам. Все пенсионеры верят Сбербанку, да и из моего окружения все банкам верят". Владимир Княгинин: "Люди не стали меньше хранить деньги в банках да и собственно вклады тоже существенно выросли. Не стоит забывать, что потребляют не только петербуржцы. Наш город - центр потребления, нельзя забывать про 4,5 млн. туристов, которые посещают наш город раз в год. В начале года, например, петербуржцы тратили больше, чем зарабатывали. Вообще нынешняя структура потребления характерна для больших городов. Исходя из данных по торговым площадкам, Петербург давно находится на уровне европейских стран, а по некоторым показателям даже превосходит Москву".

Метро любят, но не строят

Рост благосостояния петербуржцев прослеживается и благодаря транспортной статистике: 2004-м году городской общественный транспорт перевез 3,5 млрд. пассажиров; в 2010-м - всего 2 млрд. Понятно, что разница покрывается за счет личного автотранспорта.

Любопытно, что метро, оказавшееся в последние годы явным лидером среди общественного транспорта, от городской власти особой помощи не получило. Сразу после своего прихода в Смольный в 2003 году новый губернатор Петербурга объявила, что развитие подземки для нее - главная транспортная задача, но на практике все ограничилось несколькими амбициозными планами развития - и всего шестью новыми станциями. Для сравнения: в той же Москве за период с осени-2003 до лета-2011 возвели аж 17 новых станций. Почти втрое больше.

Убивают меньше, жульничают чаще

По данным ГУВД, в 2004 году в городе было зарегистрировано 71 тысяча преступлений. Причем доля тяжких и особо тяжких преступлений составила 45%, экономических - 9,4%. Правоохранительными органами было выявлено 18,6 тысяч лиц, совершивших преступления.

К 2010 году общее количество преступлений снизилось до 64 с половиной тысяч, из них тяжких и особо тяжких оказалось 40% от общего числа, преступлений экономической направленности - 10,8%. Чуть успешнее стали работать правоохранители: в 2010 году они выявили свыше 24 тысяч лиц, совершивших преступления.

Умираем все так же

1 января 2004 года численность постоянного населения Петербурга составляла 4 млн. 631 тысяч, 1 июня 2011-го - 4 млн. 878 тысяч человек. К сожалению, приходится констатировать, что этот небольшой прирост произошел не благодаря демографической политике властей, а за счет миграции. Хотя, ситуация с рождаемостью и стала во время правления Валентины Матвиенко несколько лучше.

В 2004 году в Петербурге родились 41,1 тысяча детей, число умерших составило 74,6 тысяч человек. Смертность превышала рождаемость в 1,8 раза. К 2011 году этот показатель сократился до 1,2 раза, но все равно остался "в минусе". В 2010 году в Петербурге родились 50, 462 тыс. ребенка, число умерших составило 59,9 тысяч человек.

Во времена Валентны Матвиенко граждане стали с большим удовольствием жениться, но вот число разводов в Петербурге практически не изменилось: в 2004-м в городе зарегистрировали 36 тысяч браков и 24,5 тысяч разводов, в 2010-м ЗАГАСам пришлось поработать активнее: 46 тыс. 300 свадеб и 22 тыс. 300 разводов.

Без губернатора?

Итого: доходы и города и горожан за период с 2003 по 2011 годы в среднем увеличились втрое, точно также выросли и расходы. Правда, в отдельных отраслях экономики - например, в строительстве и транспорте - практически ничего не изменилось за время правления Валентины Матвиенко. Точно также и с точки зрения демографии - сегодня город находится почти на том самом месте, что и был в 2003-м году. Так значит не изменилось вообще ничего?!

Владимир Княгинин, директор Центра стратегических разработок "Северо-Запад": Бюджет при Валентине Ивановне вырос в разы. Объем ВРП демонстрировал рост выше среднероссийского. Понятно, что город рос вместе со всей страной, но ситуацию улучшали крупные налогоплательщики, стабилизировавшие бюджет. Многие компании переводят в Петербург свои офисы. Безусловные экономические достижения - развитие тыловых инфраструктур, порта, промышленных производств, автосборки, фармацевтики. Демографическая ситуация улучшается. Это, конечно, нельзя полностью связать с участием Валентины Матвиенко, но факт остается фактом.

Нина Одинг, руководитель исследовательского отдела "Леонтьевского центра": Вообще, Россия - территория лишь одной ветви власти, исполнительной. Но эта власть не простирается на все сферы жизни. Власть не тратит ресурсы на создание особых условий для бизнеса, для горожан. В минусе состояние общественного транспорта, ЖКХ, отсутствие создания новых общественных пространств. Город ведь - это не только ряды бараков бизнес-класса. Оценку деятельности губернатора трудно отделить от контекста. В этот период был беспрерывный экономический рост, благоприятная экономическая конъюнктура. Даже если бы не было губернатора, это бы сказалось в хозяйственном смысле в любом случае. Для Петербурга благоприятная рыночная конъюнктура очень важна. Когда российская экономика растет - петербургская растет быстрее; когда падает - падает быстрее.

Андрей Соллогуб.