Интервью корреспондента ИА REGNUM в Степанакерте с председателем Постоянной комиссии Национального Собрания Нагорного Карабаха по внешним сношениям Ваграмом Атанесяном

В последнее время, в контексте экскурса в историю Нагорного Карабаха 19-го - начала 20 веков, азербайджанской стороной активно муссируется тема "вероломного убийства Ибрагим Халил хана Шушинского и Карабахского". Она преподносится в том ключе, что беды Карабаха связаны с убийством Ибрагим Халил хана офицером российской армии. Согласны ли вы с такой интерпретацией?

Азербайджанские "исследователи" утверждают, что, мол, не будь этого убийства, "Карабах как был исконно азербайджанским, так и остался бы". Оставим в сторону алогичность такого вывода. Факты говорят обратное: ведь после Ибрагима Россия, как и это было оговорено "клятвенным обещанием" между Цициановым и Ибрагимом, признала ханом Карабахским сына его - Мехти-кули, и тот правил до 1822 года, когда ханство было упразднено. То есть, смерть Ибрагима не привела к уничтожению "джеванширской династии", не имела никаких политико-правовых последствий.

И все-таки, зачем был убит Ибрагим Халил хан?

Как известно, в 1805 году он "добровольно" принял русское подданство. В документе, именуемом азербайджанскими "исследователями" "договором" от имени хана Шушинского и Карабахского сказано: "Я, Ибрагим-хан Шушинский и Карабахский, именем моим, наследников и преемников моих торжественно навсегда отрицаюсь от всякого вассальства или, под каким бы то титулом то было, от всякой зависимости от Персии или иной державы и сим объявляю перед лицом всего света, что я не признаю над собою и преемниками моими иного самодержавия, кроме верховной власти Е. И. В. Всероссийского великого Г. И. и Его высоких наследников и преемников престола Всероссийского Императорского, обещевая тому престолу верности, яко верноподданный раб оного, - в чем и должен дать присягу по обычаю на святом Коране".

В том же 1805 году Ибрагим Халил хану было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта российской армии. То есть он де-юре стал представителем высшей российской власти в Карабахе. Означало ли это, что Ибрагим Халил хан, как генерал-лейтенант российской армии, присягнул Императору России? Разумеется, поскольку в Кюракчайском договоре он считал себя "верноподданным рабом Е.И.В.".

Весной следующего, 1806 года, персидская армия переходила Аракс и осаждала крепость Шуши - "столицу" Карабахского ханства, правитель которого, обратите внимание, почти год уже носил генеральские погоны российской армии как "верноподданный раб Е.И.В.". Кто должен был организовать оборону Шуши, командовать гарнизоном города? Генерал-лейтенант или же майор Лисаневич? Понятно, как ответит любой здравомыслящий человек. А генерал-лейтенант Ибрагим Халил хан не только не организовал оборону Шуши, но, наоборот, оставил осажденный персидскими войсками город на произвол судьбы, а сам удрал куда-то. Это сегодня можно хладнокровно рассуждать о том, что он "совершенно был безоружным, самолично вышел навстречу Лисаневичу" и т.д. Однако трудно верить в то, что хан уехал из Шуши "совершенно безоружным" в то время, когда персидские войска стояли у его стен. Куда же намерен был идти дальше Ибрагим хан? Обратно в Шуши или - к персам, у которых он состоял на службе до Кюракчайского договора?

Мог ли Лисаневич разобраться в искренних намерениях Ибрагим Халил хана?

Здесь надо учесть, что сам майор в те дни, несомненно, был в труднейшем положении: Шуши осаждала многократно превосходящая персидская армия, а "главнокомандующий" Ибрагим Халил хан не предпринимал никаких мер по его защите. Мог он подозревать хана в предательстве? Вполне, ибо сам хан, вместо того, чтобы встать во главе собственных войск и российского гарнизона, скрывался где-то.

Нельзя не считаться и с общей обстановкой того времени. В феврале того же 1806 года в Баку подло был убит князь Цицианов. Ему отрезали голову и послали персидскому шаху в знак верности последнему. Кстати, этот факт сам говорит за себя: хан Бакинский считал себя подданным, если саморучно отрезал голову российского военаначальника на Кавказе и послал шаху персидскому. В тех условиях, когда "верноподданные Е.И.В." поступили так подло с Цициановым, Лисаневич вполне мог подозревать, что и Ибрагим Халил хан поступит с ними так же - в знак верности персидской короне.

С военной точки зрения Лисаневич поступил правильно: он обезвреживал военного преступника, сбежавшего с поля боя "главнокомандующего". О каком "летнем отдыхе" могла быть речь, если персидские войска стояли у стен Шуши? В таких условиях об отдыхе никто даже не мечтает. Однако Ибрагим Халил хан все же решился "уехать в свою летнюю резиденцию". Это очередной миф азербайджанских "исследователей", ибо во всем Карабахе не было и нет по сей день лучшего места для летнего отдыха, чем Шуши. Спустившись по течению реки Каркар и разбив лагерь в местечке Ханбаги, что на пути в Шуши, Ибрагим Халил хан, по всей вероятности, намеревался сдаться персам и просить у них прощения. И потому был убит группой Лисаневича. Это была чисто карательная акция в отношении человека, носившего звание генерал-лейтенанта российской службы, однако намеревавшегося примкнуть к врагам России. Факт, что Ибрагим Халил хан в самые трудные для Карабаха моменты то бежал в Ширван, то "в летнюю резиденцию", говорит о том, что он не был истинным хозяином этой земли, а всего лишь - номинальным правителем. А исконные хозяева Карабаха - армяне - вместе с малочисленным российским гарнизоном стояли насмерть в Шуши и отражали атаки персидской армии.

Можно и, конечно, надо сожалеть о том, что при штурме лагеря Ибрагим Халил хана погибли женщины и дети. Однако на войне всякое бывает, тем более в те времена, к тому же - в ночную пору. Но делать из этого вывод, что Лисаневич был "палачом-детоубийцей", как поступают азербайджанские "исследователи", не лезет ни в какие ворота, ибо если бы российский офицер на самом деле был бы "тюркофобом", то он учинил бы также всякие жестокости против сына и внука Ибрагима хана, их семей. Такими фактами историки не располагают. Значит, акция была осуществлена именно по поимке беглеца-предателя, а в ночной суматохе вместе с ним пострадали члены его семьи тоже.

И не стоит мифологизировать образ "великого хана". Ибрагим был персидским правителем без права на собственность в Карабахе, таким и ушел из жизни. Как и его отец - "основоположник Карабахского ханства" Панах-Али Джеваншир.