Официальный Минск категорически возражает против "инициативы группы стран по запуску т.н. "Московского механизма" ОБСЕ против Белоруссии. Об этом заявил на заседании Постоянного совета ОБСЕ постоянный представитель Белоруссии при ОБСЕ Александр Сычев. Текст выступления размещен 8 апреля на сайте МИД Белоруссии.

Справка ИА REGNUM: "Московский механизм" был принят ОБСЕ в 1991 году как комплекс мер чрезвычайного характера для мониторинга ситуации в стране, где обстановка дестабилизирована - имеет место острый конфликт, массовое нарушение прав человека и т.п. ОБСЕ создает специальную комиссию, которая наблюдает за ситуацией и дает экспертное заключение, которое ложится в основу политики организации в отношении наблюдаемой страны. К государству, которое препятствует работе комиссии ОБСЕ или не выполняет рекомендации организации, могут быть применены различного рода санкции.

"Мы категорически не приемлем изложенную странами-инициаторами интерпретацию ситуации в Белоруссии. Не существует объективных оснований для запуска упомянутого механизма", - заявил Сычев. - "Ситуация в стране стабильна, нет межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Республика Беларусь с ответственностью относится к выполнению своих международных обязательств, в том числе по линии человеческого измерения ОБСЕ". Представитель Белоруссии отметил, что "некоторые коллеги прямо заявляют, что решение белорусской стороны по Офису ОБСЕ стало истинной причиной запуска "Московского механизма". В связи с этим Сычев констатировал: "Прекращение мандата миссии ОБСЕ является суверенным правом любого государства-участника ОБСЕ. Такое право неоднократно реализовывалось в странах, в том числе в достаточно острых ситуациях с выполнением обязательств ОБСЕ. Никакого применения "Московского механизма" в этих случаях не следовало... Поэтому инициаторами "Московского механизма" в этом случае применен одиозный неприкрытый "двойной стандарт", наносящий принципиальный ущерб авторитету ОБСЕ".

"О какой непредвзятой миссии докладчика можно говорить, если "Московский механизм" запущен без веских оснований и инициирован группой стран, которые уже заняли определенную, публично обозначенную позицию в отношении Белоруссии? Соответственно, выводы доклада изначально носят заданный характер", - сказал Сычев. - "Вместо диалога и практического сотрудничества нам навязывают политизированный механизм, запуск которого является наглядным примером неприкрытого применения двойных стандартов".

К властям Белоруссии были высказаны претензии относительно непропорционального применения силы в отношении мирных демонстрантов 19 декабря 2010 года в Минске, последовавшими массовыми арестами, политическими репрессиями в отношении демонстрантов, активистов оппозиции, независимых СМИ. Представитель официального Минска проинформировал, что "судебное разбирательство в отношении актов насилия против правительственного комплекса вечером 19 декабря 2010 г. в г.Минске еще не закончено". Сычев контратаковал оппонентов: "Более того, белорусская сторона, руководствуясь именно обязательствами ОБСЕ, пригласила экспертов БДИПЧ осуществлять мониторинг за судебными процессами по данному делу. Это исключительно редкая в истории нашей Организации открытая позиция по такому чувствительному вопросу. Данная работа еще не завершена, а Организации пытаются навязать уже новую миссию в отношении Республики Беларусь. Это, кстати, само по себе нарушение Московского документа. Согласно его положениям в одном государстве-участнике не могут работать две различные миссии экспертов или докладчиков ОБСЕ по одному и тому же вопросу".

Представитель официального Минска подверг резкой критике сам "Московский механизм", инициаторов его запуска, которые якобы желают расколоть ОБСЕ и манипулировать организацией. "Консенсус является основой ОБСЕ, а "Московский механизм" - неконсенсусный, подверженный конъюнктурным, политизированным, тенденциозным влияниям, манипулированию. "Московский механизм" редко применялся, на деле себя не оправдал - это "заржавевший" инструмент из прошлой эпохи, аберрация начала 90-х годов. Ни в одном из случаев запуск "Московского механизма" не давал каких-либо позитивных результатов, не применялся в недавних кризисных ситуациях. Нет четких критериев для определения ситуации как "чрезвычайной". Имевшие место прецеденты запуска подтверждают, что данный механизм является пережитком "блокового" подхода и, соответственно, не объединяет страны ОБСЕ, а их разъединяет", - заявил представитель Белоруссии.

"Посмотрите на состав группы инициаторов. Он красноречивее любых слов говорит: дело ведется к расколу ОБСЕ... Инициаторы "Московского механизма" фактически открыто посылают ясный сигнал всей ОБСЕ: они хотят манипулировать Организацией в своих целях и не намерены останавливаться ни перед чем. Они преследуют цели, не имеющие никакого отношения ни к человеческому измерению, ни к ОБСЕ в целом. Даже больше - эти цели противоречат духу и основополагающим принципам нашей Организации, отвергающим применение давления и односторонних подходов. Таким образом, инициаторы руководствуются не принципами, а собственными групповыми интересами", - сказал Сычев.

"В такой ситуации особая ответственность лежит на председательстве ОБСЕ, которое должно быть, как самый минимум, "честным брокером". Однако, председательство, похоже, утратило контроль над ситуацией, даже не довело до конца начатый с белорусской стороной переговорный процесс, на который оно так часто в последнее время ссылается, оказавшись под диктатом части членства Организации. Вряд ли это верный для председательства и Организации курс", - заявил постпред Белоруссии при ОБСЕ.

Как сообщало ИА REGNUM, с 2011 года к Литве от Казахстана перешло председательство в ОБСЕ. Страны Евросоюза (в т.ч. Литва) после президентской кампании 2010 года и жестокого подавления мирных акций протеста 19 декабря не признали легитимность Александра Лукашенко, с 31 января ввели санкции против официального Минска.

Напомним: накануне Нового года власти Белоруссии не продлили мандат пребывания офиса ОБСЕ в Минске, что вызвало обеспокоенность Литвы и других стран-членов организации. По мнению экспертов-международников, причиной такого шага со стороны администрации Лукашенко является негативное заключение наблюдателей ОБСЕ по итогам президентской кампании 2010 года.