Упомянутый в заявлениях экс-министра обороны Молдавии, бывшего главы Службы информации и безопасности (СИБ) РМ Валерия Пасата молдавский чиновник, подпись которого стояла под документом о продаже оружия национальной армии Молдавии, которое могло попасть в руки чеченских боевиков, подтвердил, что описанные Пасатом события 2001 года действительно имели место. Об этом бывший заместитель министра обороны Молдавии Георгий Попа, отвечавший в 2001 году за воспитательную работу в Национальной армии, заявил в интервью кишиневской газете "Молдавские ведомости".

По словам Попы, в начале июля 2001 года поздно вечером его вызвал к себе тогдашний министр обороны Виктор Гайчук и сказал, что "надо подписать одну бумагу". "Я спросил "Какую бумагу?". Министр сказал, что это документ не для широкого распространения. Насколько я помню, она называлась "сертификат конечного пользователя". В нем шла речь о продаже переносных зенитных ракетных комплексов, о реализации ракет советского производства, которые находились в воинских частях, и у которых истекал срок хранения... Гайчук высказался так, что об этом деле знают три человека - он, я, и... он так показал пальцем вверх, но конкретно никого не назвал. Известно, что непосредственный руководитель министра обороны - это президент, верховный главнокомандующий. Не думаю, что Гайчук имел в виду премьер-министра Тарлева... Фамилию Воронина Гайчук не называл, только показал пальцем наверх. Но сколько мы с ним работали вместе, я не видел какого-либо уважения к Тарлеву. Все замыкалось на Воронине", - рассказал бывший чиновник.

По словам Попы, поскольку в то время шел конфликт в Чечне, он подумал, "не получится ли так, что через третьи-четвертые руки это оружие попадет в Россию, на Северный Кавказ", однако Гайчук заверил его, что "все нормально, не переживай, все под контролем". "Документ был показан как-то украдкой, и сказано, что надо подписать, что об этом наверху знают, и все в порядке. Я не смог прочитать его от начала до конца", - заявил бывший чиновник, отметив, что, тем не менее, он поставил свою подпись под документом.

Попа также дал понять, что посольство России в Кишиневе располагало информацией о данной сделке по продаже вооружений и о том, что она может привести к тому, что данные боеприпасы окажутся в руках чеченских боевиков. По его словам, во второй раз он услышал об этом документе, когда начальник управления внешних связей Минобороны Молдавии полковник Виктор Мырзак сказал, что военный атташе посольства Российской Федерации просит о встрече. На встречу, по словам Попы, пришли три человека, и один из вопросов был о бумаге, которую Попа подписал - "что за вооружение, куда и с какой целью его продают". "Накануне я подошел к Гайчуку и спросил - скорее всего, будет вопрос по поводу этой бумаги, я понятия не имею, где она, что с ней, и что делать в такой ситуации. Гайчук сказал, что версия такова: мы продаем старое вооружение, потому что у него истекают сроки хранения, и хотим обновить арсенал, закупить на вырученные деньги, пусть немного, но что-то новое. То же самое я сказал и военному атташе. С ним были еще два человека", - сказал Попа. По его словам, представители России говорили, что их службы безопасности стремятся предотвратить любые попытки незаконного проникновения оружия на Северный Кавказ, в Чечню.

По его словам, тогда он понял что "ситуация вокруг этого документа, и вообще, этой сделки складывается не очень хорошо", и в ноябре 2001 года Попа пришел в СИБ и рассказал о документе, который он подписал по требованию Гайчука. Уже в феврале 2002 года, продолжил Попа, после одного из совещаний в минобороны Гайчук попросил своего заместителя задержаться и сказал ему, что у него есть данные о том, что он выдал информацию за пределы министерства обороны. "Я подтвердил это, но сказал, что информация не ушла за пределы тех органов, что отвечают за безопасность государства. Я просто подтвердил в СИБ, что я подписал такой документ", - отметил бывший замминистра обороны. По его словам, спустя несколько месяцев, в июне 2002 года, он был уволен из Национальной армии, и дальнейшая судьба соответствующей сделки ему неизвестна.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, 23 ноября на пресс-конференции в Кишиневе Валерий Пасат заявил, что экс-президент Молдавии Владимир Воронин организовывал поставки оружия чеченским боевикам, пытался через своё окружение незаконно приватизировать Молдавскую ГРЭС и собирал компромат на крупных функционеров возглавляемой им Партии коммунистов. По словам Пасата, его отказ содействовать реализации этих планов стал истинной причиной его уголовного преследования со стороны прежнего коммунистического руководства.

Справка ИА REGNUM Новости: Валерий Пасат был министром обороны Молдавии в 1997-1999 гг., в 1999-2002 гг. занимал должность директора Службы информации и безопасности (молдавская госбезопасность). Впоследствии работал в Москве советником по внешним связям главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. 11 марта 2005 года Валерий Пасат был арестован в аэропорту Кишинева. Ему были предъявлены обвинения в превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия, и в злоупотреблении служебным положением, совершенном должностным лицом. Позже к обвинению добавился еще один пункт - по статье "Нанесение материального ущерба в особо крупных размерах". 17 января 2006 года Пасат судом Центрального района Кишинева был приговорен к 10 годам тюремного заключения. 9 июля 2007 года Апелляционная палата Кишинева оправдала экс-министра обороны Молдавии по обвинению в нарушениях при продаже 21 самолета МиГ-29 молдавской армии в США в бытность министром обороны Молдавии. Однако судьи оставили в силе приговор, по эпизоду, касающемуся продажи в тот же период времени систем залпового огня "Ураган". Однако дело Пасата в этой части попало под действие закона 2004 года об амнистии в честь 10-летия Конституции Молдавии. Сразу же после оглашения вердикта Пасат был освобожден в зале суда. 20 ноября 2009 года Генеральная прокуратура Молдавии сняла с Валерия Пасата все обвинения, закрыв последние два уголовных дела, возбужденные коммунистическим руководством республики в отношении экс-министра обороны. По одному из этих дел Пасат обвинялся в "контрабанде оружия" - у него дома был "обнаружен" пистолет, ранее преподнесенный в качестве подарка министром обороны Румынии, по второму делу - в попытке убийства лидера Христианско-демократической народной партии Юрия Рошки. Сам Пасат последовательно настаивал на своей невиновности. В молдавской тюрьме он провел, находясь под следствием, в общей сложности более двух лет.