Новое квантовое состояние сверхпроводника, делающее материал источником магнитного поля, в результате эксперимента открыл коллектив физиков из Германии, Японии, России, Финляндии, США и Швейцарии. Авторы открытия опубликовали результаты эксперимента в научном журнале Nature Physics.

Сверхпроводимостью называется явление, при котором электрическое сопротивление какого-нибудь материала полностью исчезает. Свойства сверхпроводников делают его также и идеальным диамагнетиком, не имеющим внутреннего магнитного поля. Фактически эти два свойства — сверхпроводимость и магнетизм не наблюдались одновременно у одного вещества.

Физики провели эксперименты с образцами материалов, содержащими различное количество примесей калия и бария. Проводя исследование, ученые наблюдали за изменением сверхпроводимости и магнетизма при изменении состава материала. В результате эксперимента исследователи установили, что при содержании калия более 70% и температуре 10 К (минус 263 градуса Цельсия) этот материал переходил особое квантовое состояние и, оставаясь сверхпроводником, начинал генерировать собственное магнитное поле.

Авторы исследования сообщают, что они обнаружили ранее неизвестный механизм одновременного существования в одном материале свойства магнетизма и сверхпроводимости. Как применить на практике такое состояние материала ученые пока не знают, но, по их мнению, это открытие является очередным шагом в развитии фундаментальной науки в общем и разработке сверхпроводящих устройств в будущем.